У всех ли первокурсников Москвы такие же проблемы?

Корреспонденту ГИТР-ИНФО удалось пообщаться со студентками первого курса двух московских вузов —  Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Вот что ответили Полина Озерова и  Юлия Бурлакова.

Какие  трудности вы испытываете при обучении на первом курсе ?

Полина: Самая главная трудность для меня — это тайм менеджмент. С первого же дня мы столкнулись с огромным (на первый взгляд непосильным) объемом домашнего задания. И довольно сложно делать все в срок и еще успевать немного пожить нормальной жизнью восемнадцатилетнего студента.

Юлия: В основном трудности связаны с большим объемом информации, которую нужно переработать. Разумеется, малой нагрузки от юридического факультета ждать и не приходится. Работы много, а к этому нужно привыкнуть, что получается не сразу.

Как я знаю, вы приехали из небольшого города, поделитесь, быстро ли вы адаптировались к стремительному ритму жизни столицы?

Полина: «С одной стороны, я быстро адаптировалась к московскому ритму жизни, привыкла к метро с постоянным потоком людей, к шуму, но, с другой, я все еще хочу в школу в свой родной город.»

Юлия: «Москву я и полюбила за бешеный темп, который она задаёт каждому. Здесь даже как-то совестно сидеть сложа руки, так и хочется успеть всё, здесь и сейчас. Однако первая неделя вдали от дома была некоторым испытанием. Было страшно начать, пугала неизвестность, но сейчас всё хорошо».

Если не секрет, вы сталкиваетесь с проблемами материального характера или больше психологического ?

Полина:  Я столкнулась с материальными трудностями, но они, по большей части, связаны с тем, что я не привыкла вести бюджет самостоятельно. Однако эти проблемы, честно говоря, даже рядом не стояли с психологическими. Их довольно много, но доминирующая, безусловно-нехватка родительской любви и заботы.

Юля: Возникали и возникают время от времени психологические трудности. Они связаны с успеваемостью, новым кругом общения, старыми друзьями и свободным временем, которого очень не хватает.

По ответам девушек можно сразу понять-моральные проблемы даже рядом не стоят с финансовыми или бытовыми.

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Мне стало любопытно обсудить эту важную тему с точки зрения психологии, поэтому за помощью в этом непростом вопросе я обратилась к Людмиле Владимировне  Андриановой, руководителю психологического центра «Белый аист».

 Чем вы занимаетесь в вашем центре?

Наш центр существует около пяти лет. После окончания института передо мной встал выбор: что делать дальше? Для себя я приняла решение создать место с такими условиями, где я могу претворять в жизнь свои принципы консультирования, привносить в психотерапию гуманистические ценности, основываясь на тех знаниях, которые получила в институте благодаря прекрасной команде преподавателей. В особенности я благодарна Федору Ефимовичу Василюку, доктору психологических наук, на момент моего обучения он руководил кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.

С какими проблемами к вам приходят студенты?

Есть проблемы извечные, а есть проблемы, которые появляются и становятся более острыми благодаря какой-то текущей ситуации. Современная быстро меняющаяся  среда порождает тревогу у студентов. Например, подростки, несмотря на то, что уже поступили в вуз и выбрали свою дорогу в жизни, все равно не уверены  в том, состоятся ли они в своей профессии или нет, правильный ли выбор они сделали? Поэтому очень часто они приходят с проблемой самоопределения. Их уже волнует дальнейшее существование: смогут ли они выжить в будущем благодаря выбранной профессии? Будет ли их профессия актуальной? Смогут ли они с полученными в ВУЗе знаниями вписаться такой изменчивый и нестабильны мир?

По словам Людмилы Владимировны, есть и вторая важная тема, появившаяся относительно недавно, но набирающая большие обороты.

Это гендерная идентичность. Россия традиционна в этом вопросе, но изменения, происходящие на Западе (разрешены однополые браки. В Швеции, например, стараются воспитывать детей как третий пол). Подростки в настоящее время активно интересуются этой темой, поэтому нередко задаются вопросами: каков я на самом деле? Также будучи студентами, они нередко приходят с проблемой взаимоотношений с родителями и друзьями, проблемой адаптации в новой среде. Особенно болезненно это происходит с ребятами, которые приезжают учиться из других городов. Им приходиться адаптироваться не только к новому коллективу, но и к иному типу жизни, месту существования, будь это квартира или общежитие.

 Как помогаете студентам справиться с возникшими трудностями?

Психологи  работают исходя из того подхода, в котором они учились. Я специализируюсь на понимающей психотерапии. Это подход, построенный на работе с переживанием клиента. Мы стараемся в первую очередь понять клиента, услышать его боль, его потребность. Это подход, который строится на диалогизме и уважении к личности.  Это очень богатое направление, позволяющее использовать в том числе и трансовые, гипнотические элементы. Каждая методика выбирается локально, в соответствии с проблемой.

Часто к вам за помощью обращаются подростки?

Постоянно! (улыб.) Мало того, нередко они сами принимают решение и приходят к нам за помощью совершенно самостоятельно, без участия родителей.

Действительно, студент-первокурсник- это еще подросток, вступивший во взрослую жизнь. Не существует такой проблемы, которую нельзя решить. От того насколько вы приложите усилий к решению проблемы, зависит ваше дальнейшее обучение в ВУЗе.


Текст и фото Дарьи Нарыковой


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий