О. Строева: Мне хотелось создать символическую параллельную реальность

Недавно ГИТР-ИНФО сообщало, что на сайте издательства «Страта»  можно заказать новую книгу профессора Института кино и телевидения (ГИТР) Олеси Витальевны Строевой «Дазайнеры. Философские фэнтези с иллюстрациями автора». Скоро книга также появится в сети книжных магазинов «Буквоед» и «Лабиринт». Мы взяли короткое интервью у автора.

— Вы помните первый толчок, который заставил вас написать эту книгу? 

— Сначала Дазайнеры появились как серия картин, потом я написала близкий по теме короткий рассказ «Где-то там глубоко», который опубликовали в журнале «Юность»  в 2000 г. А затем я стала постепенно развивать эту историю, что заняло у меня в целом больше десяти лет. Я не особенно торопилась, хотелось получать удовольствие от процесса.

— А вы могли бы ее не написать?

— Я думаю, что вряд ли. Я начала писать короткие рассказы и миниатюры, когда мне было 20 лет. Для меня это стало дополнительным способом самовыражения наряду с живописью.

— Почему такое странное название — ДАзайнеры, а не ДИзайнеры? Философ победил художника?

— ДАзайнеры — это от немецкого слова Dasein, что переводится буквально как здесь-бытие или присутствие. Это понятие ввел в экзистенциальную философию Мартин Хайдеггер, чтобы отличить человеческое бытие от бытия в классическом понимании. Хайдеггер — один из моих любимых философов, я влюбилась в него, когда писала кандидатскую диссертацию. Я нахожу его экзистенциализм довольно оптимистичным по сравнению с французским, и я сама себя считаю ДАзайнером. А вот ДАзайнер и художник — это как раз близкие понятия, потому что художник занимается тем, что схватывает и мумифицирует моменты здесь-бытия. Поэтому философ во мне не может победить художника, они очень здорово дополняют друг друга.

— В вашей книге четыре героя — Дама, Буффон, Индеец и мсье Кочубей. В ком искать черты Строевой?

— Они все четверо представляют четыре стороны моей личности. Формально главный герой книги – ученый культуролог Мсье Кочубей, он пишет докторскую диссертацию на тему, связанную с мифологизацией времени. Моим замыслом было по принципу постмодернистского бриколажа перемешать экзистенциальную философию с гиперборейской теорией, то есть изучением германских рун и традиций древних нордов, а кроме того философией пространства-времени и теорией хаоса. Неожиданно герою книги предлагается реализовать его теоретический проект Ремифологизации Дазайнеров  в некоей параллельной реальности – метафизической Пустыне, куда ему предстоит набрать команду Дазайнеров. Прототипами других Дазайнеров стали мои друзья, знакомые и коллеги.

— А мсье Кочубей это не мастер наших операторов Олег Кочубей?

— Нет, Олега Кочубея я еще не знала, когда начала писать книгу.

— Как Строева-философ сотрудничала со Строевой-художником?

— Дело в том, что визуальные образы появились у меня раньше, и они не связаны с конкретным сюжетом Дазайнеров. Я сама удивилась, обнаружив, что Индеец, Дама и Буффон появились в моих графических зарисовках очень давно. С точки зрения психоанализа, они, по-видимому, отражают разные ипостаси моего Я.

— Можете ли вы в одном предложении сказать, почему студенты и преподаватели должны прочесть вашу книгу?

— Книга представляет собой философское фэнтези, а его главная задача в увлекательной форме донести до читателя важные универсальные истины, подтолкнуть к размышлению, погрузить в мир интеллектуалов с помощью приемов квеста. Но главное даже не это. Как в любом произведении искусства, мне хотелось создать символическую параллельную реальность, в которую хотелось бы возвращаться вновь и вновь, полюбив героев.

Строева Олеся Витальевна, профессор
Кандидат философских наук, доцент. Член Творческого Союза Художников России (ТСХР). Режиссер, лауреат международных кинофестивалей и конкурсов современного искусства. Автор монографий по современному искусству, культуре и философии, в том числе «Метафизика постсовременного произведения искусства: от онтологической пустоты до феноменологической симуляции». Преподает «Философию», «Эстетику».

Интервью взял Сергей Ерофеев


 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*