20,000 часов в небе

9 февраля День гражданской авиации. Студентка факультета журналистики Института кино и телевидения (ГИТР) Арина Кулагина (ДЖ12) взяла интервью у одного из героев этого праздника.

20000 часов — это много или мало? Это 833 дня, 27 месяцев или же два с половиной года. Вот столько времени герой моего интервью провел за штурвалом самолета.

Сергей Шведенко — второй пилот компании «Utair»

  • Для многих мальчиков профессия пилота- мечта детства. Когда Вы решили связать свою жизнь с авиацией?

Я с детского сада мечтал стать пилотом. Мы, дети семидесятых, были воспитаны на подвигах Чкалова, челюскинцев. Я другой профессии не знал. У моих родителей был друг, он работал пилотом. И в пятом классе я летел с ним рейсом Ашхабад-Симферополь. Он пригласил меня в кабину, чтобы показать работу экипажа. И я увидел всё это — небо, приборы…  Этот эпизод стал точкой невозврата, когда я точно решил стать пилотом. Начал хорошо учиться, заниматься спортом — делал всё для того, чтобы осуществить свою мечту. 

Получается, у вас не было того момента, когда реалии профессии отличаются от ожидания?

В целом  да, что ожидал, то и получил. Романтика осуществилась.

 Помните своё первый полёт?

Я учился в Краснокутском летном училище. Это был мой первый самостоятельный вылет на  Як-18Т. Этот полет мне запомнился, потому что я впервые остался наедине с небом. Опыта мало, а ответственности много.

Не было страшно?

Наоборот. Радостно было от того, что остался один на один с небом. 

Было ли у вас такое, что во время полёта вы испытывали чувство страха за свою жизнь?

Нет. Для этого мы и проходим обучение на тренажерах. В экстренных ситуациях ты не думаешь о страхе — ты решаешь проблемы. Спасешь себя — спасешь пассажиров. Вообще, рейсы, в которых происходят нестандартные ситуации,- самые запоминающиеся.

Расскажите о каком-нибудь «нестандартном» рейсе.

Мы летели на АН-2 ( «кукурузник»). Это обычно короткие рейсы, на которых мы перевозим пассажиров или принимаем участие в обработке полей. Так вот, летим над трассой. На высоте тысячи метров у нас отказал двигатель. А на «кукурузнике» он один. Метров 800-900 мы планировали, уже приняли решение об экстренной посадке на дорогу. Но нам удалось запустить двигатель, ситуация была решена и мы благополучно долетели до аэродрома.

У Вас есть какие-то традиции или ритуалы перед взлетом?

Да, есть такое. Всегда перед взлетом говорю: «Ну, с Богом!»

В фильме «Небесный тихоход» звучит песня, в которой есть следующие строчки: «Первым делом самолеты, ну а девушки потом». Так ли это на самом деле?

Фильм прекрасный! А так, самолеты — это одна ниша, девушки — другая. Они не пересекаются и идут параллельно.

Я знаю, что со своей женой вы познакомились в самолете. Расскажите, как это было.

Да, вот и ответ на вопрос: «Самолет или девушки?». Получилось все параллельно. Моя супруга на тот момент тоже работала в авиации и по заданию летела с нами в кабине на АН-24. В этот момент я был, как говорится, «не пилотируемый».  Мы познакомились, разговорились, она мне приглянулась. Она везла с собой журнальчик, а я попросил его почитать — конечно же это был повод, чтобы потом встретиться. Так мы познакомились, и вот до сих пор знакомы.

Что Вам больше всего нравится в профессии?

Ощущение полёта. Над тобой голубое небо, под тобой маленькие домики, ночью звёзды — такая прелесть!

                                                                                                                                                Фото интервью — Арина Кулагина