Сергей Малоземов: «Никогда не знаешь, какая именно информация может тебе пригодиться»

Сергей Малозёмов – известный радио- и тележурналист, автор и ведущий программ «Чудо техники» и «Живая еда с Сергеем Малозёмовым» на канале НТВ, рассказал читателям ГИТР-ИНФО, как он начал работать на телевидении, не имея образования журналиста, какая простая вещь помогла ему перейти с регионального канала на федеральный и каким образом чтение кулинарной колонки помогло ему  создать собственную телепередачу.

  • Сергей, после школы вы поступили на медицинский, то есть изначально хотели стать врачом. Почему Вы решили уйти в журналистику?
  • История была такая: я, закончив школу, поступил в медицинский институт в Челябинской области и переехал из маленького городка Миасса в Челябинск. Там в полной мере развернулась моя любовь к музыке, я начал интересоваться миром музыкального радио и в итоге устроился туда на работу диджеем – так началась моя карьера в медиа. Не бросая учёбу, я понял, что работа на радио приносит мне и деньги, и удовольствие, и что я хочу в этом развиваться. Закончив институт, я не стал работать врачом, а продолжил работать на радио. Постепенно, видимо, по мере взросления, интерес переключился с музыки на журналистику. Сначала я на радио вёл новости, потом стал вести программы о новостях бизнеса и технологии.
  • Вы несколько лет работали на различных радиостанциях. Как вы перешли с радио на телевидение? Сразу ли Вас взяли на федеральный канал?
  • Когда я переехал в Екатеринбург, в том холдинге, в котором я работал, помимо радио было ещё и телевидение. Я начал вести интервью и вечерние выпуски новостей на местном телеканале. В 2005 году мы получили приглашение отправить наши видеозаписи в Москву, в школу телевизионного мастерства Владимира Познера. Меня отобрали в качестве одного из учеников. Преподавателем был один из руководителей информационной службы НТВ. Мы делали студенческие работы (репортажи и т.п.), и в конце, когда меня хвалили, я сказал: «Не хвалите меня, а лучше возьмите на работу». Но они ничего не обещали, только сказали: «давай ты летом пройдёшь стажировку без каких-либо обязательств».
  • Как проходила ваша стажировка на НТВ?
  • Летом 2005 года я приехал на НТВ и благодаря тому, что я знал несколько иностранных языков, меня определили в группу редакторов, которые обрабатывали информацию международных агенств и писали подводки для ведущих. Я оказался в ночной бригаде. Это был очень тяжёлый график: в час ночи ты должен быть уже на работе и после десятичасового выпуска можно поехать домой спать. Так работаешь неделю и потом столько же отдыхаешь. Я, конечно же, не отдыхал, а тратил время на съёмки, в которые ездил в качестве полевого продюсера для того, чтобы просто показать себя и доказать начальству, что я могу нечто большее. Однажды я провёл одну из съёмок настолько хорошо, что на меня обратила внимание команда Леонида Парфёнова. Я до сих пор счастлив, что попал к ним и многому научился. До 2007 я работал редактором, писал тексты для эфира и когда их правили такие опытные люди – это мобилизовало.
  • Как вам удалось создать собственную программу на НТВ? 
  • В 2012 году мои сюжеты заслужили внимания руководства, и они предложили попробовать сделать отдельную передачу про технологии (об этом как раз и были мои сюжеты). В декабре мы запустили программу «Чудо техники». Она существует уже 8 лет, и рейтинги не снижаются, чему я очень рад. Пять лет назад мы «отпочковали» от неё программу про еду «Живая еда с Сергеем Малозёмовым». Именно чтение кулинарной колонки в журнале навело меня на мысль, что это богатейший материал, из которого, соединяя историю продуктов с моими медицинскими знаниями, можно сделать интересную передачу.
  • Тяжело ли работать ведущим в программе «Чудо техники»? Вы же ставите достаточно много экспериментов, опасных для жизни. 
  • В 2014 году я сломал руку прямо в кадре. Мы делали сюжет про складные велосипеды. Я с напарницей тестировал их, катался по мокрым дорожкам в Нескучном саду. В один момент я неудачно затормозил, пытаясь продемонстрировать, что это не самое устойчивое транспортное средство. У всего этого было еще и трагикомическое продолжение: в травмпункте мне сказали, что на следующий день будут делать операцию, и я поехал домой с временным гипсом. Ночью меня вдруг будит жена и говорит «кажется, я начинаю рожать!». Мы поехали в роддом, я с этим гипсом держал свою новорожденную дочку и потом поехал оперироваться. Помню, с женой обменивались фотографиями, как кого кормят. В общем, всё в программе у нас по правде. После этой истории я сделал выводы, что опасные вещи лучше доверять профессионалам.
  • Что бы вы могли посоветовать начинающим журналистам?

Меньше читать социальные сети и больше обращать внимание на серьёзные издания. Одна из главных проблем, которую я вижу сейчас – это недостаточная эрудиция. Мы живём в информационном пузыре, становимся жертвами социальных сетей. Сила журналиста заключается в том, чтобы быть всесторонне эрудированным. Ты никогда не знаешь, какая именно информация может тебе пригодиться, поэтому рекомендую поселиться на сайте «Коммерсант». Мне успешно позволила перейти с регионального телевидения на федеральное одна простая вещь, которая требует дисциплины: я дал себе обещание, что каждую неделю буду от корки до корки прочитывать два общественно-политических журнала, не разделяя материал на «интересное» и «неинтересное». Это, кончено, очень помогло мне.  Помню случай, когда я работал ещё в новостях: вбегает Алексей Пивоваров и говорит: «Ой! Мы забыли важнейшую дату! Сегодня прошло 25 лет со дня первого съезда народных депутатов СССР». И начальник нам говорит: «Как же вы можете не сделать про это сюжет!?». И мне поручили эту работу за три часа до эфира. Меня спасло то, что я до этого читал материалы, посвящённые истории. Поэтому нужно относиться к мировой политике, экономике, истории, как к большому интересному сериалу. Крупные телекомпании заинтересованы в людях, которые будут делать больше, чем поручают.

Интервью по Скайпу взяла Диляра Хайруллина, факультет журналистики, ДЖ 12

——— Редактор О. Маякова ————