Библиотечный день: Зритель или потребитель?

СНЫ О ЧЕМ-ТО БОЛЬШЕМ…
«ФЕВРАЛЬСКИМ УТРОМ ВЫЙДУ СЛИШКОМ РАНО,
ВЧЕРАШНИЙ ВЕЧЕР ОСТАЕТСЯ СМУТНЫМ.
В КОНЦЕ КОНЦОВ, ЗАЧЕМ ОБ ЭТОМ ДУМАТЬ, —
НАЙДЕТСЯ КТО-ТО, КТО МНЕ ВСЕ РАССКАЖЕТ…»
ПОЕТ НАМ БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ В ПЕСНЕ «СНЫ О ЧЕМ-ТО БОЛЬШЕМ«.

Как выяснилось на прошлой неделе, «кто-то, кто мне все расскажет», может и не найтись. Жители Австралии проснулись утром 18 февраля, а в Facebookе нет ни одной новости. Дело в том, что компания запретила публикации новостей со всего мира для пользователей в Австралии. А всему миру запретила размещать новости из Австралии. Сделано это для того, чтобы не делиться с австралийскими издателями новостей своими доходами (подробнее об этом можно прочесть здесь). Получается, контент есть, а привычной платформы для его размещения вроде бы и нет…

Зато последние несколько недель все только и говорят что о новой соцсети Clubhouse, где можно общаться исключительно голосом. «Счастливчики», сумевшие послушать размышления Илона Маска о полете на Марс, хвастаются об этом на весь Интернет, жаждущие зарегистрироваться в соцсети, отчаянно ищут «инвайты», а наиболее предприимчивые граждане пытаются продавать приглашения на eBay и Avito.

Безусловно, беспрерывное потребление контента параллельно с другими делами – наша сегодняшняя реальность. Подтверждение этому — всё растущее количество подкастов и аудиокниг. Получается, альтернативная платформа есть, но есть ли хороший контент? О чем говорить-то будем?

В свежем мартовском номере журнала Harper’s Magazine вышло эссе Мартина Скорсезе об утерянной магии кино. Оригинальный текст можно прочитать здесь, перевод с незначительными сокращениями тут.

«Контент» стал бизнес-термином для всех видов изображения: от фильма Дэвида Линча до видео с котятами и рекламы на Суперкубке, — пишет Скорсезе. С одной стороны, доступ в гостиную почти каждого дома — мечта любого режиссера, в том числе и для меня. С другой, этот доступ лишь кажется глобальным, потому что определяется не зрителем, а основанными на якобы ваших предпочтениях алгоритмами… А механические алгоритмы по определению основаны на вычислениях, которые рассматривают зрителя как потребителя и никак иначе». 

Контент или технологии? Выбор или алгоритм? Зритель или потребитель? Медиа стремительно меняются на наших глазах, побуждая профессионалов отрасли постоянно учиться и перестраивать свою работу, а читателей/зрителей/пользователей подстраиваться под эти изменения.

О теории и истории медиа можно почитать:

Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа — 

Как новые медиа изменили журналистику —  

Распопова С.С., Саблина Т.А. Подкастинг. — Москва, 2018.

В заключение хочется снова обратиться к Гребенщикову:

«Когда наступит время оправданий,

Что я скажу тебе? —

Что я не видел смысла делать плохо,

И я не видел шансов сделать лучше…»

Елена Еркина, начальник отдела научно-технической информации. Института кино и телевидения (ГИТР)

———