Телевидение без телевизора: потребление контента в 2020 году

Материал MIDiA Research написан для портала MIPTrends и посвящен количественному соотношению видов девайсов, с которых аудитория смотрела телевизионный контент в 2020 году. Исследование проведено на материале США, однако его результаты могут быть спроецированы и на положение вещей в глобальном масштабе.

В 2020 стриминг, постепенно набиравший обороты в предыдущие годы, наконец стал мейнстримом. Сошлись два фактора: игроки медиарынка активно расширяли сегмент прямой доставки контента пользователю, а правительства по всему миру вводили строгие локдауны на фоне распространения нового вируса.

В период карантина аудитория вещательного телевидения временно выросла, однако в долгосрочной перспективе количество зрителей линейного ТВ снижается, во многом из-за того, что публика все чаще предпочитает альтернативные девайсы для просмотра контента. Тем не менее на данный момент телевизор все еще остается основным средством потребления «полнометражного» (long-form) видео — телепередач и фильмов.

В 2020 году позиции телевизора как средства для просмотра контента заметно пошатнулись.

В 1 квартале 88% зрителей смотрели передачи и фильмы по телевизору. В 4 квартале этот показатель снизился до 74%. За то же время в структуре средств потребления подобного контента выросла доля планшетов и компьютеров.

Стоит отметить, что в указанный период мобильные телефоны, наоборот, потеряли часть аудитории. Таким образом, длительные опасения индустрии по поводу телефонов, угрожающих вытеснить телевизоры на рынке девайсов для потребления контента, не оправдались.

Преимущества телевизора в данном противостоянии неоспоримы: к ним относится размер экрана, возможность коллективного просмотра, наличие пультов дистанционного управления, а также высокое качество звука и изображения. 

Телевизор все-таки предназначен именно для просмотра видео, а телефон остается в первую очередь средством связи и лишь во-вторую — средством развлечения. При этом в своей нише телевизоры постепенно теряют монополию по мере того как стриминг проникает в новые домохозяйства.

Что касается гендерного распределения аудитории, женщины оказались чуть более консервативны, нежели мужчины, и чаще отдают предпочтение классическому телевизору. Их доля просмотров контента на альтернативных девайсах ниже, нежели у обоих полов в среднем. 


Отмечается, что 33% мужчин смотрят ТВ-контент на компьютере; а для женщин этот показатель составляет 27%. В случае нишевых и узкоспециализированных девайсов разрыв между полами становится еще заметнее. Например, игровые приставки как средство просмотра контента используют 17% мужчин и 10% женщин. 

Предпочтения аудитории разнятся и в зависимости от возраста. Чем моложе зритель, тем чаще он выбирает нетрадиционные девайсы. Взять, к примеру, уже упомянутые игровые приставки.

12% публики, потребляющей ТВ-контент с их помощью, относится к возрастной группе 16-19 лет. В то же время группа 55+ составляет всего 3%.

Если же рассмотреть долю  телевизора в распределении девайсов для просмотра контента, результаты окажутся следующими: его используют 72% 16-19-летних и 96% группы 55+.

Сегодня структура распределения девайсов для просмотра ТВ-контента фрагментирована как никогда ранее в истории телевидения.

Несмотря на то, что возрастной фактор способствует растущему расслоению аудитории, телевизор все еще остается ключевым средством потребления.


Тем не менее, роль телевизора необратимо продолжит снижаться: во всем мире набирает обороты формат нелинейной подачи контента, а телевизионные передачи и фильмы становятся одной из частей все более разнообразного медиаландшафта. 

Читать полностью

——-