Библиотечный день: Как должно звучать кино

15 марта 1932 года Американская Академия киноискусства утвердила «академический» формат звукового кинематографа, ставший международным стандартом. Благодаря этому звуковые фильмы стало возможно смотреть практически в любом кинотеатре мира. Что мы с большим удовольствием делаем до сих пор.

Первым специалистам озвучки приходилось очень нелегко: для того, чтобы имитировать гром, например, использовались большие листы алюминия, а для звука града – мелкие камушки.

Современному звукорежиссеру, к счастью, можно не запасаться подручными средствами. Существующие библиотеки звуков очень помогают в работе.

Недавно к ним добавилась еще одна — BBC выложила в свободный доступ свой архив звуков — https://sound-effects.bbcrewind.co.uk/

В архиве BBC собрано более 16 000 звуковых эффектов (в формате WAV), сама коллекция собиралась с 1920-х годов. Больше всего на сайте представлено звуков природы, но можно найти и, например, более 600 вариантов звучания человеческих шагов.

О том, что фильмы мы не только видим, но и слышим, и о том, как звук помогает изображению музыкальный критик и радиоведущий Лев Ганкин рассказывает в своем подкасте «Шум и яркость» —https://podfm.ru/podcasts/shum-i-yarkost/ Последний выпуск подкаста посвящен магии саундтреков Эмира Кустурицы.

Что делает звук в фильме? Как звук это делает? И почему так в фильме использован звук? На эти вопросы пытается ответить Юлия Михеева в книге «Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе». Книгу можно почитать в библиотеке ГИТРа.

Елена Еркина,

начальник отдела научно-технической информации. Института кино и телевидения (ГИТР)

———-