Сегодня в «Белой студии» Тимур Бекмамбетов

27 апреля в 21:35 в эфире телеканала «Россия – Культура» – премьера программы «Белая студия» с участием режиссера, сценариста, продюсера, клипмейкера Тимура Бекмамбетова.

В разговоре с Дарьей Златопольской он рассказал, почему так важно научиться прощать, чем гениальные актеры отличаются от звезд, каким он видит будущее и что для него особенно важно в новом фильме «Девятаев», который выходит в прокат 29 апреля.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

О прощении

Для меня «Девятаев» – фильм про прощение. Мы живем в такое тяжелое время, что научиться друг друга слышать, прощать очень важно – я не говорю о том, что нужно идти на компромисс со своими убеждениями, но внутри себя прощать и сочувствовать, даже врагу своему, – это очень важно. Технологии так сильно все меняют, что многие скоро потеряют и работу, и привычный образ жизни. Это можно сравнить с тем, что произошло в 1991 году, когда целые поколения оказались в ситуации, в которой было ощущение, что их жизнь прошла зря. Мы меняли мир, строили новую страну, и при этом важно было не забыть о них и простить, потому что они долго заставляли нас жить по своим законам, а им – простить нас, потому что мы рванули куда-то вперед и как бы обидели их. Прощать – это самое сложное. В реальной жизни всегда очень большая вероятность того, что ты не сможешь побороть гнев, обиду, злость и поддашься им. 

О звездах и гениях

Мой преподаватель, старый дедушка в Ташкенте, говорил мне: чтобы нарисовать белый глаз, вокруг него нужна черная тень. То же в литературе и кино: правильно придуманные злодеи формируют образ героя. Положительный герой в фильмах, как правило, не имеет характера – он нейтрален, как чистый лист. А окружение создает контекст, и зритель наполняет героя своими чувствами. Поэтому есть гениальные актеры, а есть звезды. Звезды умеют быть нейтральными, потому что зритель имеет возможность «вписать» в их образы то, что ему близко. А гениальные и великие актеры – это характерные актеры, которые умеют создавать образы. Поэтому всегда интереснее играть злодеев, а не героев. 

О состоянии пути

Я никогда не был про цель, я про путь. Мне всегда был интересен процесс, а результат меня интересует как его часть, как шажок к тому, чтобы двигаться дальше. Мне интересно делать кино, и неинтересно его смотреть. Я не смотрю свои фильмы вообще, потому что я очень переживаю – ничего изменить я уже не могу, путь закончился, а результат какой-то появился, и за него я очень боюсь. Поэтому я всегда стараюсь закончить фильм как можно ближе к премьере. Мне кажется, что путь – это нормальное, естественное состояние человека, и путь – это способность узнавать новое, принимать решения и каждый день не знать, что тебя ждет впереди. И это есть то, что составляет радость нашей жизни. Двигаться вперед – это опасно, страшно, волнительно, но это и есть ощущение жизни: все время сохранять для себя впереди неизвестность, знать, что впереди тебя ждет что-то, с чем ты еще не сталкивался, что тебя удивит, где тебе придется совершить выбор.

О будущем

Есть две концепции: стоять на месте или двигаться. В тот или иной отрезок времени одна из них начинает преобладать, и только их баланс обеспечивает здоровое состояние мира. А сегодня мы не знаем, что будет дальше. Идея движения вперед находится в тяжелом кризисе, потому что куда вперед – никто объяснить не может. Поэтому все, у кого есть повестка по изменению мира, не могут объяснить людям, куда они зовут. А тот, кто говорит «давайте сохраним все, как есть» – очень популярен, потому что люди понимают, о чем речь. Конечно, сейчас консервативная повестка побеждает, но все равно все будет двигаться вперед, и мне кажется, что у нас есть очень важная миссия. Мы создали новый мир с искусственным интеллектом, и теперь должны гуманизировать его. У искусственного интеллекта должно быть не просто понимание того, что правильно, а что неправильно, но и того, что хорошо, а что плохо. У нас нет другого выхода, мы вынуждены будем учить машины быть добрыми и сострадать, иначе мы через пять лет разобьем их молотками. 

«Белая студия». Смотрите 27 апреля в 21:35 в эфире телеканала «Россия-Культура».

О ТИМУРЕ БЕКМАМБЕТОВЕ
Родился в 1961 г. Окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского по специальности «художник театра и кино». Первое признание получил как клипмейкер и режиссер рекламных роликов. Его кинодебютом стала военная драма «Пешаварский вальс», а фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор» стали первыми российскими блокбастерами. Сейчас он работает в России и в Голливуде, где стал снимать первым из российских режиссеров. В его проектах «Особо опасен», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Бен Гур» снялись мировые звезды: Анджелина Джоли, Джеймс Макэвой, Доминик Купер, Морган Фримен. Тимур Бекмамбетов придумал новый формат – «скринлайф», в котором действие киноистории происходит на экране компьютера. 29 апреля в прокат выходит его новая режиссерская работа – военная драма «Девятаев», рассказывающая о подвиге летчика, героя Советского Союза Михаила Девятаева. Сегодня Тимур Бекмамбетов – основатель кинокомпании Bazelevs и президент Международного кинофестиваля экшн-фильмов «Astana».
Программа «Белая студия» выходит на телеканале «Россия-Культура» с 2012 года. Гости Дарьи Златопольской – наши выдающиеся современники: режиссеры, актеры, музыканты, художники, занимающие особое место не только в отечественной культуре, но и оказавшие влияние на мировое искусство. Беседа строится вокруг значимых для собеседника произведений, которые повлияли на его взгляды и помогли найти себя. Отталкиваясь от любимых фильмов и книг, герои говорят о том, что для них важно в искусстве и жизни. 
Интервью в «Белой студии» легли в основу книг Дарьи Златопольской «Важные вещи. Диалоги о любви, успехе, свободе» и «Настоящее. Диалоги о силе, характере, надежде». «Белая студия» – лауреат премии ТЭФИ в номинации «Просветительская программа».

———