Лайфхак от студента: как пройти собеседование на драматургию

Преподаватели кафедры драматургии Института кино и телевидения (ГИТР) провели небольшой статистический анализ ответов абитуриентов на собеседовании касательно любимых режиссеров.
 В результате, 82% абитуриентов называют Кристофера Нолана, 79% - Тарантино и третье место стабильно занимает Тим Бертон (42%). Названные имена безусловно вызывают профессиональный и зрительский интерес, однако, как правило, исключительно этими именами и ограничивается знание мирового кино тех абитуриентов, которые выбрали в качестве лучших образцов именно этих режиссеров.

Студент 1 курса кафедры драматургии Тимофей Софронов порассуждал на тему того, как выгоднее продемонстрировать свое уникальное мышление приемной комиссии и почему не стоит ограничивать свой кругозор только мейнстримными фильмами.

Будучи на собеседовании, абитуриенты на вопрос о режиссёрах, которые вдохновляют, зачастую отвечают: «Кристофер Нолан, Квентин Тарантино». Увидев после этого в таблице результатов экзамена около своего имени низкий балл, они часто говорят: «Мастера не поняли моей уникальности и идентичности». Чем же экзаменаторам не угодили Нолан и Тарантино? 

Надо прояснить, что эта статья не про недостатки фильмов Нолана или тем более фильмов Тарантино. Целью собеседования является не выявление отношения абитуриента к такому кино, а уровень его знаний о кинематографе, насколько разбирается будущий студент в этом виде искусства. 

Для работы в киноиндустрии естественно нужно понимать кино глубже обычного зрителя: фильмы снимают специалисты, иначе без конкурса в киновузы можно было бы принимать любого прохожего. Встаньте на место экзаменаторов, на собеседовании перед ними проходят сто и более абитуриентов, и среди них мастерам необходимо найти тех, кто отличается от обывателей. А что смотрят обычные зрители? Если спросить прохожих, кто их любимые режиссеры, то они ответят Нолан, Тарантино, Кэмерон… Теперь, думаю, понятно, что если абитуриент на собеседовании отвечает так же, то экзаменаторы относят его уровень знаний в кинематографе на уровень обычного зрителя.

Чтобы показать, что ты знаешь больше, нужно на вопрос о режиссёрах ответить необычно. Необязательно говорить о таких неформатных авторах, как Годар, Бунюэль, Бертолуччи, Тарковский, если вы в них не разбираетесь. Тогда вряд ли вы сможете поддержать о них дискуссию, рассказать о них что-то новое и интересное, что могло бы заинтересовать экзаменаторов.

Нужно говорить о том, что вам действительно нравится. Вспомните, что вы больше всего любите из классического кино. Например, на собеседовании для поступления на направление «Драматургия» я сказал, что очень люблю фильм «Баллада о солдате» режиссёра Григория Чухрая. Дальше его я сравнил с фильмом «Летят журавли» режиссёра Калатозова, который мне понравился меньше и обосновал почему. Мастер сказал мне, что большинство поступающих не только не могут рассуждать о таких фильмах, но и просто их не смотрели. На тот момент я был знаком с историей кино только в общих чертах и смотрел только отдельные фильмы, но уже этого было достаточно для успешного прохождения собеседования.

Если вы совсем ничего не смотрите, кроме современного популярного кино, то необходимо приобщаться к классике или к современному андерграунду. Читайте журналы «Искусство кино» или «Сеанс», посмотрите списки самых значимых режиссёров двадцатого века и начинайте смотреть их фильмы, вам определённо что-то из этого понравится. А если вы хотите смотреть только Нолана, то чем вы отличаетесь от обычного зрителя? Уверены ли вы в том, что сможете освоить то количество фильмов (в том числе и немых), которое необходимо будет посмотреть во время обучения?

Напомним, что в 2013 году Министерство Культуры РФ опубликовало список 100 лучших отечественных фильмов, рекомендуемых к просмотру школьниками на факультативных занятиях, с которым можно ознакомиться на сайте Министерства культуры.