Сегодня Александру Ильичу Капкову исполняется 49 лет. Корреспондент ГИТР-ИНФО взяла у него интервью, в котором именинник рассказал о творческом пути и студенческих годах.
— Почему поступили на режиссёрский факультет?
— Потому что захотел. Моя первая специальность — судовой электромеханик. Закончил Московский речной техникум и пошёл в армию. Когда вернулся, начал искать занятие по душе. А душа моя лежала к творчеству. Решил поступить в Строгановку. Не получилось. Я художник-самоучка. Таких туда не брали. Параллельно готовился ко вступительным экзаменам на актерский факультет. Сезон работал в театре Вахтангова монтировщиком декораций. Понял, что артистом мне не стать. Думал о режиссуре. Рассматривал факультет философии МГУ. Долго метался. В итоге остановился на кинорежиссуре научно-фантастического фильма и поступил во ВГИК к Елене Саркисовне Саканян.
— С какого фильма начался Ваш творческий путь в кино?
— Мой творческий путь начался с телевизионного фильма о Карле Густаве Юнге. На четвёртом курсе меня, Андрея Кияницу и Юлию Панкасьянову пригласили делать программу «Гении и злодеи уходящей эпохи». Я снимал второй выпуск после пилотного. Рейтинги устроили канал, поэтому работа над проектом продолжилась. В 2000 году передача получила ТЭФИ за победу в номинации «Лучшая научно-популярная программа».
— Над каким проектом работа шла особенно тяжело?
— Над фильмом «В поисках Чехова». Мой первый полнометражный фильм. Главная проблема — я выстраивал сюжет слишком биографично. Мне помогала моя мастер. Мы занимались структурированием материала, выстраивала композицию. На главную роль позвал Андрея Финягина. Он играл молодого актера, которому режиссер не даёт сыграть Отрепьева. В поисках вдохновения артист отправляется в путешествие по местам Чехова. Параллельно с приключениями героя шла линия повествования о писателе.
— Как появилась идея искать героя фильма через программу «Жди меня»?
— Идея появилась от безысходности. Я снимал фильм о танкистке времен Великой Отечественной войны Марие Ивановне Лагуновой. Хотел поговорить с ее внучками. Они жили в Киеве. Тогда начался конфликт с Украиной. Ехать было опасно. Люди, с которыми мы изначально договорились, назвали нас врагами и отказались сниматься. Продюсер послал официальный запрос в органы внутренних дел Украины. С нами отказались сотрудничать. Тогда обратились на программу «Жди меня». Нам помогли найти внучку Лагуновой. Она приехала в Москву и снялась в фильме.
— Почему начали преподавать?
— Время пришло. Когда постоянно находишься в съемочном процессе, тупеешь. Работаешь на автомате. В этот момент нужно привнести в жизнь что-то новое. Преподавать я начал пять лет назад, хотя предлагали и раньше. Через два года после окончания ВГИКа мне позвонил Лисакович и попросил взять мастерскую. Я отказался из-за нехватки опыта. Как можно учить студентов, не имея собственного бэкграунда? Не знаю.
— Чем нынешнее поколение студентов-кинематографистов отличается от вашего?
— Сейчас ребята более разрозненные. Мы жили в институте, ночевали. Комендант нас не выгоняла, потому что разрешали ей сдавать наши бутылки. Мастер была второй матерью. Приезжали к ней домой и работали над фильмами. Она могла на нас и кричать, но очень любила. Ходила легенда о директоре, которая умерла в стенах вуза. Столько приключений… Не все для печати.
— Что посоветуете начинающим режиссерам?
— Быть собой, трудиться, хотеть жить. У вашего поколения есть проблема — вы не любите людей. А как снимать кино без любви к героям? Остаётся только снимать о себе. А кому понравится смотреть фильм о человеке, который ещё ничего из себя не представляет? Интересен мир, люди. Остальное не так важно.
Интервью взяла София Черенкова, пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТР
Фото из архива А.И. Капкова
—-