Русское искусство в Нью-Йорке и Москве: 100 лет спустя

До 16 января в музее Русского импрессионизма проходит выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке.1924». Корреспондент ГИТР-ИНФО ее не только посмотрел, но и узнал ее историю. 

Вернемся на сто лет назад. Россия начала 20-х годов пожинает последствия революций, Гражданской войны и военного коммунизма. Всем нелегко, тем более людям, связанным с творчеством, ведь до искусства никому не было дела. Тогда несколько художников Игорь Грабарь, Сергей Виноградов, Федор Захаров и Константин Сомов объединяются, создают инициативную группу и решают, что нужно себя поддержать. Но как это сделать? Появилась идея, устроить выставку-продажу за рубежом. Ехать в Европу не имело смысла, она сама оправлялась от последствий Первой мировой войны. Так как основной целью было получение прибыли, то и выбор пал на платёжеспособную страну – Соединенные Штаты Америки (США). В декабре 1923 года организаторы и собранные ими произведения искусства отправляются в Нью-Йорк. Путь занял много времени и сил и состоял из нескольких пересадок — Латвия, Франция, Англия и уже США. На выставку картины отправлялись без рам, художники надеялись сэкономить на таможенном сборе, но, к их сожалению, выяснилось, что американская публика равноценно обращает внимание и на картины, и на рамы, поэтому пришлось заказывать их в Нью-Йорке. Сэкономить, конечно-же, не получилось.

Для экспозиции выбрали Большой Центральный дворец на Манхэттене. Помещение, выделенное под выставку русских художников, находилось на одном из верхних этажей, что для них было непривычным. Плюсом было то, что панорамные окна давали много естественного света. Все картины не удалось развесить, поэтому часть из них осталась в каталоге, но то, что развесили пришлось умещать в ковровой развеске, которая негативно сказывалась на восприятии. Для удобной продажи был создан каталог. Он содержал в себе фотографии картин и фамилии авторов, но на самом деле удобным он не был. В нем не было многих картин, не говорилось о размере произведений искусства, годе написания, а названия были переведены неточно, так как организаторы не знали английского, и все делали по словарям. Конечно же потенциальных покупателей это отталкивало.

За время выставки (полтора месяца) и турне по штатам и Канаде не все картины удалось продать, идея получить огромную прибыль провалилась. Этому есть объяснение, американская публика ожидала чего-то проверенного временем, а не новых русских художников, пока мало кому известных. В итоге, экспозицию восприняли хорошо, работами восхищались, но продажа не пошла. Хотя Константин Юон, Абрам Архипов, Борис Кустодиев и Петр Петровичев с их наполненными духом русского народа работами имели определенный коммерческий успех.

А.Архипов «Молодая крестьянка»
К.Юон «Августовский вечер. Лигачёво»

Спустя почти век Музей Русского импрессионизма решил повторить ту выставку уже на родной земле картин. Мне удалось побеседовать с экскурсоводом и лектором – Марьяной Скуратовской.

  • Можно ли считать выставку «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке.1924» реконструкцией выставки 1924 года?

-В определенной степени, да. У нас представлены не все работы, только малая часть. Можно сказать, что это попытка реконструкции.

  • Как возникла идея «повторить» выставку спустя сто лет?

-До этого у нас проходила выставка Сергея Виноградова. В экскурсионной программе говорилось, что его работы были представлены в Нью-Йорке. Тогда и возникла идея рассказать о самой выставке. 

  • Как проходили поиски картин, ведь многие из них были не то, что в разных штатах США, но и в других странах?

-Всё благодаря этикеткам. Раньше, если картина участвовала в выставке, то на ее оборотную сторону клеили этикетку, на ней была написана фамилия художника и название выставки. Также помогли работники музеев, коллекционеры, архивные данные (письма, заметки) и журналисты, освещавшие мероприятие. 

  • В чем сейчас цель экспозиции?

-Цель выставки показать то, что увидел американский зритель, по каким картинам он знакомился с русским искусством.

Выставку можно посетить до 16 января 2022 года в Музее Русского импрессионизма в футуристическом здании-цилиндре. Это частный музей русского искусства конца XIX — первой трети XX века. Располагается на Ленинградском проспекте, метро «Белорусская» . В постоянной экспозиции наряду с картинами Константина Коровина, Валентина Серова, Игоря Грабаря встречаются произведения мастеров, имена которых многие могут открыть для себя впервые.

Выставку посмотрела и взяла интервью Анастасия Ермакова, факультет журналистики (ДЖ11)

—-