Профессор Института кино и телевидения (ГИТР) Олеся Витальевна Строева провела онлайн семинар по своему авторскому курсу «Basics of Dramaturgy» с продюсерами 3 курса из Берлинской киношколы https://catalyst-berlin.com/film. Проф. Строева — заведующая кафедрой теории и истории культуры нашего института.
С представителями Берлинской киношколы проф. Строева познакомилась на встрече Film School Network (FSN) в Лукке в октябре 2021.
Киношкола «Catalyst» предлагает получить степени бакалавра и магистра по программе Плимутского университета в Великобритании. Представители школы заинтересовались нашим подходом к преподаванию драматургии и в целом кинообразованием в России, поэтому пригласили профессора ГИТРа провести несколько семинаров для своих студентов. Из-за сложной ситуации с пандемией поездка не состоялась, но решили заменить ее онлайн встречами.
О.В. Строева: Очень интересный опыт получился, так как группа оказалась абсолютно интернациональной: американцы, австралиец, сирийка, итальянка и португалка, вьетнамка и русская девушка, выросшая в Европе.
Поскольку мой курс построен на истории европейской культуры, студентам пришлось нелегко, так как им не хватало элементарных знаний по мифологии, истории литературы, философии и т.д. Особенность западного образования состоит в том, что оно узко ориентированно, не хватает нашей академичности и гуманитарного базиса, а особенно в киношколах практически не преподают теоретические дисциплины. Сейчас Евросоюз поставил вопрос об академизации европейского кинообразования, так как необходимость защищать магистерские диссертации требует достижения уровня не только практических навыков, но и теоретических знаний.
Очень показателен отзыв старосты группы после прохождения семинара: Мне очень понравилось это введение в драматургию. В прошлом году на моем курсе я помню семинар с другим преподавателем из Catalyst, который дал нам представление об архетипах (он не был таким экспертом, как вы). К сожалению, его раскрытие темы оказалось вакуумным, то есть без контекста или явной связи с корнями проблемы. Ваши обширные знания по всей теме позволили мне найти новый смысл в ранних формах развития сюжетов и героев. Благодаря вашему семинару я фундаментально смог понять, «почему» возникают эти сюжеты и «почему» о них до сих пор говорят. Драматургия действительно раскрывает, что такое человек, и, следовательно, какие сейчас актуальны персонажи и фильмы (включая мейнстрим и артхаусное кино). Короче говоря, у вас были все ответы на мои вопросы в вашем пособии и в ваших объяснениях. Удивительно, что такого рода занятия провели так поздно в нашей школе (тем более, что я специализируюсь на сценариях). Мне бы очень хотелось, чтобы этот мастер-класс был длиннее в течение всего 2-го года обучения (когда студенты Catalyst, могут уделять больше внимания своим сценариям). Если вы хотите вернуться в Catalyst для будущих семинаров, сообщите мне об этом. Я хотел бы присоединиться!
—-