Времена идут, поколения сменяются, а вместе с ними меняется окружающий мир — «поколение Z» с раннего возраста попадает в виртуальное пространство, мир, который и взрослыми не до конца изучен. Он затягивает, дает множество возможностей, но его надо совмещать с миром реальным. Подростки живут в одновременно в двух мирах. Все ли это выдерживают? На этот и другие вопросы корреспонденту ГИТР-ИНФО ответила ординатор научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой департамента здравоохранения г. Москвы Александра Печенкина.
- Влияет ли, на ваш взгляд, новая тенденция мультизадачности на моральное состояние ребёнка?
— Да, это точно влияет. Стало очень много тревожных детей, которые боятся не оправдать ожидания родителей. Даже сейчас в отделении девочка говорила, что «хотела рассказать маме про свои оценки, порадовать ее, но не стала» — и очень её трудно убедить, что маме важнее, чтобы девочка была здорова, а оценки это второстепенное. В целом у детей такой взгляд на жизнь, что «если меня бьют/ругают/вообще что-то происходит плохое -значит, это Я виноват», и лет до 8-10 даже не допускается, что это окружающие не правы.
По словам Александры на сегодняшний день наблюдается серьёзный конфликт поколений. То, что проживают дети сейчас, не похоже на то, что было у их родителей. Система мира меняется и, порой, не все взрослые это понимают. Возможностей больше, но вместе с тем увеличивается нагрузка и ответственность. Стресс – основной синоним со словом «жизнь» у ребёнка.
- Сравнимо ли моральное состояние детей 21 века с детьми 90-х?
-Сейчас средний уровень тревоги такой, с каким раньше лежали в клиниках. Из мультизадачности вытекает растущая тревожность у детей, да и требования раньше были намного проще.
По данным ВОЗ, дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют примерно 40% от общей численности детско-подросткового населения. Каждый шестой человек
находится в возрастной группе 10–19 лет.
По данным Минздрава, за последние 5 лет число детских психических расстройств выросло на 70%. Ежегодно статистика растет на 7-10%.»
- Как Вы считаете, обновлённая статистика психических заболеваний соответствует действительности?
— То, что сейчас все чаще рассказывают про психические расстройства, думаю, не врут. Просто наконец-то перестали замалчивать. Статистика действительно неутешительная: РПП, тревожные, ОКР и связанные с ним расстройства увеличиваются. Среди подростков суицид — самая частая причина смерти. «Депрессия и повышенная тревожность — две наиболее распространенные проблемы психического здоровья у молодежи.
- Часто ли к вам обращаются родители/дети, у которых уже запущенный случай с определённым заболеванием?
— В Центр всё-таки чаще дети обращаются в начале заболевания. Но очень часто бывает так, что родители пришли за помощью — им поставили диагноз (например, задержка развития или аутизм), а они не принимают, что ребёнок болен. Морально не могут смириться, и уходят от нас, отказываются от лечения. Потом — лет через 5 — они смиряются с диагнозом, но для ребёнка становится уже поздно. Если, начав коррекцию задержки развития в 5 лет, к пубертатному периоду у ребёнка можно хорошо скомпенсировать и адаптировать к жизни, то начав в 10 лет, возможностей коррекции уже намного меньше.
- Влияет ли на психику ребёнка количество проведенного им времени в интернете?
По поводу времени в интернете — нет данных о том, что это как-то пагубно влияет на психику в целом.
Совершенно точно нельзя смотреть передачи с часто мелькающими кадрами пациентам с эпилепсией — это связано с чисто физическими показателями эпилептогенных частот смены кадров (то есть тут что на фонарик мелькающий смотреть, что на передачу в компьютере). Опять-таки точно, что обилие нагнетающих тревогу новостей в интернете повышают тревожностьне только у детей, но и у взрослых. Если это какие-то игры со стратегиями, то они, наоборот, могут развивать мышление и успокаивать ребёнка. То есть тут все зависит от конкретного контента, который ребёнок смотрит в интернете.
25,2% молодых людей испытывали депрессию, а 20,5% — тревогу во время пандемии. До вспышки коронавируса эти показатели в среднем равнялись 12,9 и 11,6% соответственно. Cимптомы депрессии и тревоги во время пандемии случались чаще среди девочек.
- Увеличилось ли количество обращений после пандемии?
— Стало много РПП (расстройство пищевого поведения – прим. автора). Все говорят о том, что стало больше тревожных расстройств, но с ними редко обращаются в стационар.
- Что делать подростку, если он понимает, что у него проблемы, но не может об этом рассказать родителям? Как посоветуете поступить в этой ситуации?
— По поводу помощи в экстренной ситуации — вариантов несколько. Насколько мне известно, сейчас в школах встречаются толковые психологи. Потом, есть телефоны экстренной помощи.
У нас в Центре есть кабинет кризисной помощи — записаться можно по телефону колл-центра или на сайте https://suhareva-center.mos.ru/contacts/uppercontacts/
Важно отметить, что ребёнок до 15 лет НЕ может обратиться за помощью сам — нужно согласие законного представителя. С 15 лет ребёнок обращается в Центр самостоятельно.
ТЕКСТ И ФОТО: Анастасия Ткач, факультет журналистики ГИТР (ДЖ 12)
—-