Сергею Медынскому, оператору и фронтовику, сегодня исполнилось бы 100

Насыщенной, яркой, удивительной – именно такой видел жизнь кинодокументалист Сергей Медынский. И такой же воплощал её в фильмах. Благодаря его опыту, знаниям, и любви к своему делу, работы Сергея Евгеньевича продолжают вдохновлять. Студентам операторского факультета есть с кого брать пример.

Будущий прекрасный оператор документального кино родился 17 февраля 1922 года в Екатеринбурге. Примером для юного Сергея был отец Евгений Николаевич, профессор Екатеринбургского университета. Поэтому в 1940 Медынский-младший поступил в Московский педагогический институт.

Когда ему исполнилось 19, началась война. Из за проблем со зрением на фронт Сергея не взяли и он пошёл фотолаборантом в газету «Красная звезда», но в 1943 все равно ушёл на фронт добровольцем. Участвовал в освобождении Болгарии и Румынии.

В Москву вернулся в конце ноября 1945. Здесь он встретил Фёдора Добронравова, кинооператора. Он и сказал Сергею – приходи к нам во ВГИК.


В коридоре ВГИКа студент Медынский столкнулся с уже тогда классиком документального кино Романом Карменом.

Из воспоминаний Сергея Медынского:


«А что бы вы сказали, если бы я предложил работать у меня ассистентом?», — спросил Кармен.

Отвечаю: «Да я, Роман Лазаревич, о таком и мечтать не смею!»

«Хорошо, — говорит он, — но как вы относитесь к жаре?»

Крепко озадачил: откуда мне знать про жару, вот морозы – дело известное…

«Мы едем в Туркмению и надолго, там будет жарко».

«Куда скажете, — говорю, — туда и поедем». Все и решилось.


И, ведь действительно, решилось все. В 1953 Сергей, будучи в команде Кармена, снял свой первый фильм «Повесть о нефтяниках Каспия». А в 1960 получил за него и съёмки «Покорителей моря» Ленинскую премию. Ему тогда было 38 лет.

После он снял много фильмов — и как оператор, и как режиссёр.
С 1970 года стал главным оператором творческого объединения «Экран» Центрального телевидения СССР.


А в 1973 Сергей Медынский вернулся туда, откуда все началось – во ВГИК. Только в качестве преподавателя. С 1998 по 2008 написал семь пособий по операторскому мастерству. На их основе и сегодня обучают студентов творческих вузов. Для студентов операторских факультетов эти книги входят в список обязательной литературы. В том числе у нас, в ГИТРе — они есть в нашей библиотеке.

Они будут полезно всем, кто любит фото и видео сьемку.

Текст — Варвара Бурмистрова, факультет журналистики ГИТР (ДЖ13)

—-