Александра Рассадина: Как выжить в эпоху глобальных фейков

С развитием технологий фейки все активнее проникают в жизнь каждого человека, который потребляет информацию. О том, как распознать фейки и что необходимо знать о технологиях из создания, в беседе c SM.News рассказала кандидат психологических наук, завкафедрой телерадиожурналистики факультета журналистики и проректор по молодежной политике и воспитательной работе Института кино и телевидения (ГИТР) Александра Рассадина.

Как возникают фейки и каким образом они “проникают” в жизнь людей?

Во-первых, фейки возникают не только в политике. Фейки – это информация, которая склоняет аудиторию в ту или иную сторону. Технологии, которые сейчас используются, были придуманы еще римлянами. Есть потрясающая книга Ханны Арендт, которая рассказывает о том, как рождаются и умирают цивилизации. Там говорится о том, что римляне использовали те же самые технологии. “Цветные” революции были придуманы не сейчас, а гораздо раньше: там также находили слабое звено в том или ином городе, потом давили на него, расшатывали толпу и свергали руководство. На самом деле, фейки как таковые существуют уже давно. Но проблема в том, что технологии, конечно, меняются. Причем они меняются, иногда опережая понимание аудитории. Раньше технологии двигались не так быстро, как аудитория могла бы потребить. Хотя можно вспомнить смешной случай из прошлого, когда по CBS в 1938 году вышла рекламная радиопостановка “Война миров”, и все были уверены, что их захватили инопланетяне. Сейчас происходит то же самое: вспомните фильм “Не смотрите наверх”, “Армагеддон”. Если я говорю слово “армагеддон”, все мы понимаем, о чем идет речь, хотя у нас его никогда не происходило. 

Когда создается дополненная реальность, когда человек уже представляет исход события, то ему, с точки зрения психологии, легче ориентироваться. Мы мыслим стереотипами. Стереотипное мышление намного проще, оно более активное и динамичное. Поскольку наши мысли стереотипизированы, пропаганда в первую очередь влияет на стереотипное мышление – из краткосрочной памяти попадает в долгосрочную. Если о каком-то событии повторять постоянно, то человек в итоге начинает с ним мириться и принимать его как должное. Поэтому фейки в первую очередь планомерно повторяют одни и те же события, реплики, которые потом становятся символами. В этой символике, информационном “пузыре” намного проще создавать фейковую реальность, потому что она уже изначально подкреплена какими-то фактами, постоянно повторяющимися событиями и теми самыми символами. Это основа фейков, а дальше уже идут технологии: найти ту самую аудиторию, которая наиболее уязвима, дать ей материал, который больше для нее подходит, зацепить за “живое”, за самое интересное для того, чтобы аудитория более активно себя позиционировала и проявляла. 

Если фейковый контент начинает говорить с человеком на одном языке и высказывать его мысли, то, конечно, он последует за ним и будет его в первую очередь потреблять. Стоит сказать и о том, что для интернета характерно отсутствие связей. С моей точки зрения, это самая большая проблема, потому что человек не чувствует никакую вину за материал, который он там публикует и репостит. Социальная сеть на то и социальная, что там мы фактически создаем личное пространство. Сейчас даже при рассмотрении резюме часто смотрят на социальные сети, чтобы увидеть, что вы там говорите и что из себя представляете. По факту это зеркало вашей жизни: очень важно, как вы себя там позиционируете. Поэтому фейковый контент в первую очередь ищет подобно римлянам ту самую аудиторию, которой сначала нужно вбросить то, что их больше всего волнует, потом расшатать мнение и так далее. Не изменился “порядок” возникновения фейков – изменились “движки”. 

Какие технологии чаще всего используются для “эффективного” распространения фейков? Для кого обычно адресованы фейки?

Например, фейки могут распространять через лидеров мнений. Люди, которые транслируются по телевизору, или те же самые блогеры – это те, кто “смог”. Это лидеры мнений для них – они гении, идеальные. Они намного ближе к ним, чем те же самые мудрые аналитики. Поэтому сейчас то, что скажет Ивлеева намного важнее, к сожалению, для среднестатистического человека. То же касается и “Тик-тока”, который выводил людей на улицы, до того, как его прикрыли. Самое главное, что надо понимать, – для кого создаются эти фейки. Фейки для молодежи и платежеспособной аудитории – это совершенно разные направления с жесткой структурой как у PR или “продакшена”. Это огромная промо-акция, которая всегда рассчитана на разную аудиторию. Для одного человека лучше показать ребенка, а для другого – масштабы, для этого – дома. Это жесткая и четко проработанная система. Хорошо это или плохо – неверно, это серьезная информационная война, которая идет уже давно, и поднаторели в ней все.

Возможен ли такой сценарий развития, при котором фейков не будет существовать вовсе?

Искажение любой реальности однозначно существует всегда. Другое дело, когда эту реальность искажают планомерно и с какой-то определенной целью для того, чтобы изменить мнение. Мы живем и так в достаточно искаженной реальности, поэтому что считать фейком, а что нет – это философский вопрос. К сожалению, самое страшное, что современную аудиторию очень сильно усредняют и считают ее неумной. Это неправильно, на мой взгляд. Когда говорят про поколение Z, “миллениалов”, “зумеров”, “бумеров”, забывают, что это очень относительные единицы. Хоува и Штрауса, которые предложили эту теорию поколений, очень сильно критикуют и критиковали всегда, а сейчас аудиторию опять начинают дробить, присваивая тому или иному поколению определенные характеристики, что тоже странно. 

В России на фоне специальной военной операции решили активнее бороться с фейками. Как бы вы оценили необходимость принятия закона о наказании за фейки против ВС РФ?

Мы фактически противоборствуем нацизму, поэтому любые высказывания, которые сейчас могут дискредитировать армию, то есть людей, которые защищают нашу страну, свободу граждан, могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому здесь не работают законы, которые работают в мирное время. 

Можно вспомнить, что происходило в Великую Отечественную войну, хотя и хотелось бы обойтись без сравнений с настоящим. Первое, что сделали, – попросили сдать все радиоприемники, находящиеся дома, до конца войны. Их, действительно, начали отдавать после окончания войны. Это сделали для того, чтобы исключить любую контрпропаганду. К сожалению, сейчас мы так сделать не можем, потому что у нас совершенно другой уровень технологий. Кому-то, например, звонят с телефонов с неизвестных номеров и голосом Зеленского говорят, что матери должны помочь нам в это время. Используются совершенно другие технологии, и информационная сеть находится на другом уровне. Мы не можем исключить никакую страну из информационного потока и взаимодействия, несмотря на то, есть интернет или его нет. 

Сейчас мы переживаем очень сложный момент, и любые решения, которые принимаются, можно рассматривать только после того, как все это закончится. Во время каких-либо действий, нужно следовать высшим указаниям, а анализировать необходимо уже после окончания этих действий. 

Если все же человек хочет ориентироваться в информационном пространстве здесь и сейчас, а не после окончания событий, то о каких правилах необходимо помнить?

Необходимо посмотреть, где еще публиковалась эта новость. То есть проследить, разовая ли эта новость, которая выходила только в одном канале или медиа, или же эта новость тиражируется во многих медиа. Тогда, скорее всего, она более реальная. Так происходит потому, что медиа следуют за законодательством, то есть они готовы подписаться под источником, который это сообщил. 

Также нужно смотреть новости тех медиа, которые диктуют кардинально другую позицию. Если новость в какой-то степени там тоже появилась, то значит, что событие может быть реальным. Никогда нельзя основывать свои взгляды на картинке, в особенности на эмоциональной, от которой ждут в первую очередь реакции, а не смысла. Если нет смысла, а акцент делается на реакции и чувствах, то, скорее всего, это фейк, потому что журналистика больше склонна к смыслу и аналитике. 

Также нужно смотреть на то, где эта информация публикуется: известен ли этот сайт, сколько людей на него подписаны. Можно посмотреть, какие там дают комментарии: если комментарии явно от ботов (одинаковые или из непонятных источников), то тоже, скорее всего, это накрученный фейк, который специально продвигается среди аудитории. Вообще сейчас в “Яндексе” и Google замечательный инструмент – поиск похожих картинок. Если совсем интересно, то можно загрузить изображение и посмотреть аналоги картинки. Можно увидеть, когда эта картинка появилась в интернете в первый раз. 

В рекомендациях по распознаванию фейков часто говорят о том, что необходимо развивать критическое мышление. Какими способами можно это сделать?

Нужно знать исторический контекст, понимать, откуда растут ноги. Очень важно понимать геополитику. Многое из того, что сейчас происходит, по большей части связано с новейшей историей, которую, к сожалению, не все знают, со времен 1980-85-х годов. Этот отрезок времени до 2000-й год почему-то не так хорошо изучается, хотя это ближайшая история, которая очень много на что повлияла. В целом необходимо знать то, что связано с ресурсами и столкновениями стран друг с другом, а также экономические аспекты. Мы должны быть “информационно богатой” аудиторией. Не нужно полагаться на медиа, когда вам рассказывают о событии и его предыстории. Необходимо узнавать о событии и самостоятельно понимать, откуда растут ноги, потому что вы уже изучили источники и изначальный вариант этого процесса. 

Стоит добавить, что каждый человек вправе делать выбор. В первую очередь свобода в человеке, а получать информацию от того или иного СМИ – это выбор каждого.

Источник

——