Библиотечный день: Я одинок как Робинзон

25 апреля 1719 года в Лондоне вышло первое издание романа Даниэля Дефо про Робинзона Крузо

Дефо получил духовное образование, но от церковной карьеры отказался. Занимался коммерцией, был владельцем чулочного производства, управляющим кирпично-черепичного завода, торговал вином… Наконец, занялся сочинительством. Дефо — плодовитый и разносторонний писатель: более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология и многое другое). Его также называют основоположником экономической журналистики

«Робинзон Крузо» — лучший роман Дефо. Полностью название романа звучит так: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим». 

Роман основан на реальной истории пребывания шотландского боцмана Селькирка на необитаемом острове. Дефо избрал для своего героя условия и изоляцию сходные с теми, что достались Селькирку. Но Селькирк на острове одичал, а Робинзон пережил нравственное возрождение.

Затем Дефо выпустил продолжение — «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (где герой путешествует по России), а еще год спустя — «Серьезные размышления Робинзона Крузо». Но успеха первой книги им достичь не удалось. 

В 1728 году из-за семейных раздоров и многочисленных долгов Дефо тайно покинул свой дом. Спустя два года умер в Лондоне в одиночестве.

Даниэль Дефо считается одним из основателей английского романа и одним из первых сторонников романа как жанра. Благодаря писателю появилось новое жанровое понятие — «Робинзонада», а его герой Робинзон Крузо стал частью культурного кода европейцев.

— Меня зовут Константин.
— На здоровье.
— В переводе с античного «постоянный».
— Поздравляю Вашу жену.
— Я одинок как Робинзон.
— Ой, тем хуже для Вас.
— Ну, так не всем везет.

«Покровские ворота» (реж. М. Козаков, 1982)

«Робинзон Крузо» связан с еще одним талантливым и неугомонным человеком. Это французский режиссер и артист цирка, один из основоположников мирового кинематографа, изобретатель первых кинотрюков и пионер кинофантастики Жорж Мельес.

В 1902 году режиссер снял немой короткометражный художественный фильм по мотивам романа. Фильм состоял из 25 картин. Некоторые из них: кораблекрушение, постройка хижины, встреча с дикарями, спасение Пятницы, постройка лодки, землетрясение, спасение и отъезд на корабле, бунт на борту и возвращение в Саутгемптон. До наших дней сохранились лишь небольшие отрывки фильма.

Основу развлекательного кино Мельеса составляла иллюзия, создаваемая комбинацией различных приемов, перенятых у театра (машины, механизмы, макеты, манекены, пиротехника), а также специфических кинематографических эффектов. Режиссер открыл прием, позволяющий производить любую замену в снимаемом объекте, используя для этого остановку аппарата, эффектный трюк – «стоп-камера». Начало трюковым съемкам было положено! 

Именно Мельес открыл замедленную и ускоренную съемки. Позднее стал применять затемнения и наплывысъемки на черном бархате и т.д. Режиссер первым делает попытки перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки, кадр за кадром. 

На студии Мельеса произведено 503 фильма! Публика была в восторге от его «экстравагантного», смешного, нередко грубого кино, где действуют хитроумные машины. Мельес – настоящий «человек-оркестр». Он выполнял множество функций на производстве: продюсера, сценариста, постановщика, рабочего сцены, актера, гримера, декоратора, монтажера, кинопрокатчика…

Но, увы, верный своему жанру волшебных феерий, Мельес начал отставать от быстрого темпа развития игрового кинематографа. Он не сумел избавиться от театральных условностей. И бывший новатор устарел. Его творческая деятельность стала затухать, он разорился. О его вкладе в развитие кинематографа никто долго не вспоминал, пока в 1928 году его не обнаружили журналисты, а в декабре следующего года прошла ретроспектива нескольких обнаруженных фильмов. В 1932 году Кинематографическое общество приютило его, совершенно разоренного, в доме для престарелых кинематографистов, где он и прожил остаток жизни.

В истории кино Жорж Мельес навсегда останется изобретателем развлекательного фильма. Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов, носит его имя.

Что можно почитать по теме:

  • Уорд П., Бермингэм А., Уэрри К. Совмещение профессий на телевизионном производстве
  • Уилки Б. Создание спецэффектов для ТВ и видео
  • Дэфо Д. Робинзон Крузо. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=221410
  • Дэфо Д. Дальнейшие приключения Робинзона Крузо. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=30088
  • Бережной С. Как Жорж Мельес изобрел кинофантастику и спецэффекты. – URL:https://www.mirf.ru/kino/classic-kino/georges-melies/
  • Комаров С.В. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895 – 1930)
  • Беленький И.В. Лекции по всеобщей истории кино. Т. 1. Годы беззвучия

Заглавная фотография студента операторского факультета ГИТРа Павла Анисимова

Елена Еркина, начальник отдела научно-технической информации Института кино и телевидения (ГИТР)

—-