Изменение ТВ-ландшафта весной 2022

За последние три месяца телевизионный рынок изменился до неузнаваемости. С центральных каналов ушли развлекательные программы, рынок платного телевидения потерял почти полсотни телеканалов. Журнал «Кабельщик» решил вспомнить главные события этой телевесны и проанализировать, как они повлияли на телесмотрение.  

Изменения в сетке вещания эфирных телеканалов

С началом специальной военной операции главные телеканалы страны практически отказались от развлекательных передач. Уже 25 февраля было отменено «Поле чудес», не вышел большой пятничный выпуск «Вечернего Урганта». Убрали из эфира «Кто хочет стать миллионером?», «Точь-в-точь», «Сегодня вечером», «Две звезды. Отцы и дети», КВН.

На их место пришли социально-политические и новостные программы. Как пишет Business FM, если ранее на Первом канале на кино и развлекательный контент по будням приходилось где-то 50-60% эфира, в марте доля упала чуть ли не до 10% — а все остальное время занимали новости или политические ток-шоу.

 На телеканале «Россия 1» в первые дни спецоперации «Танцы со звездами» были заменены на «Вечер с Владимиром Соловьевым», а выход ток-шоу «Малахов» перенесен на неопределенный срок.  

По данным Mediascope, в марте и апреле общее время новостных и социально-политических программ на Первом канале и России 1 выросло до 59% от времени вещания программ всех жанров по сравнению с 31% в этот же период прошлого года (города 100+, 4+).  Также с телеканала «Пятница» ушли все программы, производимые украинским продакшном — это «Орел и решка», «Мир наизнанку» и «Большой выпуск».  

Но все же глобальные изменения характера вещания коснулись только первых двух каналов. По данным Mediascope, за март-апрель 2022 и 2021 время вещания социально-политических и новостных программ в марте-апреле на ТВ в целом увеличилось с 16% в прошлом году до 17% в этом (все измеряемые в TV Index каналы, города 100+, 4+). 

 Исход неэфирных телеканалов

По-настоящему изменения на себе почувствовал рынок неэфирного телевидения из-за массового исхода компаний из России, а также закрытия ряда телеканалов по инициативе Роскомнадзора. Британская вещательная корпорация BBC убрала телеканал BBC World News из эфира с формулировкой «из-за ужесточения российского законодательства». За несколько дней в России прекратили вещание практически все зарубежные новостные телеканалы: CNN, французские TV5Monde и France 24, а также японский общественный телеканал NHK WORLD. В марте об уходе с российского рынка своих 15 каналов заявила компания Discovery (Discovery Channel, Animal Planet,  ID, HGTV, Discovery Science Channel, TLC, Eurosport и др.). Прекратил вещание детский канал JimJam, мультипликационные Cartoon Network и Boomerang.Также в марте студия Paramount объявила о приостановке работы в России, и в апреле операторы получили уведомление о прекращении вещания каналов Paramount Channel, Paramount Comedy, Nickelodeon, Nickelodeon HD, NickToons, Nick Jr., MTV Russia, MTV Live HD, MTV 80’s, MTV 90’s, MTV 00’s. 

Изменения в телесмотрении

Наблюдаются ли изменения в телесмотрении, учитывая все обстоятельства? Действительно, просмотр новостных и социально-политических программ вырос значительно. Социально-политические передачи и ежедневные новости в марте-апреле вошли в топ-3 жанра передач на российском ТВ.

По данным Mediascope (все измеряемые в TV Index каналы, города 100+, 4+) доля просмотра новостных и социально-политических программ от времени просмотра всех жанров выросла с 16% в феврале 2021 года до 21% в феврале 2022, и с 20% в марте-апреле 2021 до 36% в этот же период 2022. 

Для сравнения, доля просмотра сериалов в марте составила 23% от времени просмотра всех жанров. Если брать Первый канал и «Россию 1», доля просмотра новостных и социально-политических программ от всего времени просмотра всех жанров выросла больше чем в два раза – с 34% в марте-апреле 2021 года до 73% в этот же период 2022 года. 

 Компания Group4Media в своем исследовании отмечает, что по сравнению с февралем в апреле 2022 года наблюдается заметное изменение интереса аудитории к отдельным телевизионным каналам. «Россия 1» удержала аудиторию,  «Россия 24» выросла, а вот «Матч ТВ» и «Пятница!» потеряли зрителя.

В другом исследовании Group4Media попросили зрителей назвать, какой канал они бы выбрали, если бы могли смотреть передачи только на нем. Здесь новостные каналы не лидируют. 14% респондентов выбрали ТНТ, это первое место, далее следует СТС с 11%, затем последовали «Россия 1», «Пятница!» и РЕН-ТВ. Что касается тематического телевидения, то по данным MediaHills (все населенные пункты, 4+), несмотря на уход большого количества телеканалов, доля аудитории тематических каналов от всего ТВ в этом году практически не изменилась и даже немного выросла – от 13,22% в феврале до 13,52% в мае.  

 Если говорить о перераспределении долей жанров среди всех тематических каналов, то в первую очередь можно отметить рост доли новостных телеканалов – с 4,82% в феврале до 7,36% в марте, и некоторое снижение до 6,91% в мае. Провисание киноканалов в марте по сравнению с февралем (39,21% против 41,69%), и рост доли до 43%. Серьезно опустился спорт – с 3, 58% до  1,81%. Все остальные жанры практически не менялись на протяжении 4 месяцев (данные MediaHills, все населенные пункты, 4+).


Подробнее

—-