Корреспондент ГИТР-ИНФО посмотрела с режиссером «Белую ночь» на ММКФ

31 августа состоялся пресс-показ фильма «Белая ночь» в рамках 44-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ). Картина повествует о поэте мексиканского народа Соке. Главный герой призывает общину раскопать останки старого города, который разрушило извержение вулкана Чичонал в 1982 году. «Белая ночь» — первый мексиканский фильм на ММКФ в 2022. Режиссер Таня Химена представила зрителям свою картину и ответила на вопросы. Пресс-секретарь режиссерского факультета ГИТРа София Черенкова побывала на пресс-показе.

— Как появилась идея фильма?

— Идея фильма возникла 7 лет назад. Тогда мы приехали исследовать вулкан Чичонал и извержение, которое произошло в 1982 году. Я приехала туда вместе с группой вулканологов, одним из который был Юрий Таран из России. Ему сейчас около 80 лет. Когда я узнала историю вулкана и местного сообщества, я поняла, что об этом нельзя не рассказать. Очень важно показать этот фильм и в Мексике, потому что даже там мало знают и ценят это немногочисленное племя и историю извержения вулкана. 

Почему совместили художественное и документальное направления?

— Наш фильм документальный. События, которые происходили в нем, реальны. Раскопки церкви мы снимали в реальном времени, а остальные события постепенно добавляли в сценарий. Например, сны, о которых рассказывают герои, танцы. Художественная часть основана на персонаже поэта. Он родился в день извержения вулкана. Его стихи не только читаются в фильме, но и показываются визуально. Для нас было важно показать космогонию племени Соке и визуально, и звуком. Поэтому мы тщательно работали над качеством. Я осознанно подходила к этой форме съемки, потому что много лет изучают визуальное искусство. Это мое основное образование. Я не случайно выбрала гибрид документального фильма с элементами художественного. Меня давно интересовал такой формат.

Почему не привлекли к раскопкам профессиональных археологов?

— Археологи участвовали в раскопках. У нас было две части съемок. В первой части раскопки шли без участия археологов. К сожалению, у нас не было поддержки с их стороны. В раскопках участвовали местные жители. Они хорошо понимали, что делают, потому что пережили извержение вулкана. Они прятались в церкви, которую раскапывали. В первый день им удалось спастись там, на следующий пришлось эвакуироваться. Это было сложное упражнение для памяти. Нечто личное, особенное. Даже хорошо, что археологи не участвовали в первой части съемок. Во второй части мы получили поддержку от археолога, который помог правильно достать найденные вещи. 

Жители региона видели этот фильм?

— Местные жители уже видели этот фильм. Первым его посмотрел главный герой. Позже жители общины увидели финальный монтаж. Первой реакцией героя было: «А где вообще всё остальное?» Он понял, что многие вещи не вошли в монтаж, а снято было действительно много материала. Для остальных челнов общины это был интересный опыт: увидеть финальную версию, увидеть себя и весь процесс, который таким образом задокументировали. Где-то они смеялись, для них это было важно. Они хотели раскопать церковь через 3 года после извержения, но им это не удалось. В настоящее время жители общины столкнулись с территориальной проблемой. Им важно, чтобы люди увидели этот фильм и узнали об этом. Потому что мы сняли не только фильм, но и организовали компанию, которая посвящена их территориям и общине.

Какова ситуация с документальным кино в Мексике?

— Сложный вопрос. Не уверена, что смогу ответить на все его части полностью. Что касается индустрии документального кино, она безусловно растёт и развивается. Фильмы в основном посвящены военному конфликту, насилию, исчезновению людей. Такие темы пользуются популярностью и хорошо освещаются. Наш фильм немного выходит за рамки основной линии. Что касается показов, есть независимые площадки и множество фестивалей, которых с каждым годом становится всё больше. Мы пользуемся государственной поддержкой. Особенно фильмы с участием индейского населения или афромексиканцев. Это те жители Мексики, к которым в течение многих веков отношение было не такое, какое должно было быть. Они сильно пострадали от этого.

Первый показ «Белой ночи» для зрителей на ММКФ состоится 1 сентября в кинотеатре «Октябрь». Повторный сеанс планируют провести 2 сентября в кинотеатре «Иллюзион». Билеты доступны на сайтах и в киосках кинотеатров. Приятного просмотра! 

София Черенкова