Интервью с проректором Александрой Рассадиной о студентах ГИТРа и о психологии

Корреспонденты ГИТР-ИНФО Елена Тагашева и Даниил Сергеев взяли интервью у проректора Института кино и телевидения (ГИТР), заведующей кафедрой журналистики Александры Анатольевны Рассадиной.

Интервью с человеком, который в 37 лет пишет докторскую диссертацию по психологии, преподает журналистику и является проректором ГИТРа

  • Вы кандидат психологических наук. Есть ли какие-то приёмы, которые вы применяете по отношению к студентам?


Шутки, юмор, общение, но и метод кнута и пряника. 
В рамках своего предмета я им рассказываю о психологии, потому что журналистика всегда идёт параллельно с ней.
Скажем, ребята учатся врать, они врут друг другу и должны понять по языку телодвижения, врёт человек или нет. И потом уже так можно человека подловить, он начинает пугаться и говорить правду. 

  • Есть какие-то психологические методы, которые помогают в журналистике, но их лучше не использовать в общении с обычными людьми?


Журналистика — это и есть общение с обычными людьми. Задача журналиста и любого человека — быть одинаковым везде. Странно постоянно роли применять на себе. 
Задача журналиста, допустим если ты интервьюер, раскрыть человека для того, чтобы он был интересен аудитории. Ты раскрываешь героя на определённые темы и аудитории это интересно. В следующий раз ты под другим углом рассказываешь про того же самого героя. Ты задаёшь наводящие, уточняющие вопросы. Так же как и в обычном общении  с людьми.
Конечно, происходит деформация профессии. Ты же слышишь ответы, когда человек общается немного по-другому и цепляешься за то, за чтобы обычный человек не зацепился. Потому что журналист привык задавать вопросы, а не отвечать на них.

  • В 2011 году вы закончили аспирантуру по психологии и написали диссертацию на тему «Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи». Ваша работа актуальна сейчас, спустя 11 лет?


Актуальна, конечно. Я сейчас докторскую пишу на эту тему. В той работе я изучала как медиа влияют на школьников. Сейчас же — как медиа влияют на студентов, на более взрослое поколение. И тем более в разрезе современных событий это становится ещё интереснее.

  • В вашей работе мы встретилась с термином «клиповое мышление», которое есть у современной молодёжи. Как нужно преподавать нынешней молодёжи, чтобы они грамотно и с интересом усваивали информацию?


Картинками. Все визуализировать, приводить ко всему примеры. И нужно разговаривать с человеком, как со взрослым, не надо инфантилизма, ты разговариваешь со студентом, как с профессионалом, как будто к тебе приходит стажёр и ты погружаешь его в профессию. Ты не думаешь об этом человеке как о студенте и т.д. Это твой будущий коллега и тебе нужно максимально его обучить, чтобы он хорошо делал свое дело. 

  • Вы закончили факультет журналистики МГУ. Все ли ваши однокурсники смогли работать в этой сфере?


Очень много, у нас реально золотой выпуск. Все стали известными журналистами. В моей радио-группе, мало кто пошёл по радиостезе, но многие работают на (в) зарубежных медиа, ВВС и т.д. Не все пошли по профессии, но те кто пошли, многого добились.

  • Каков сейчас шанс у выпускника журфака ГИТР добиться успеха с такой серьёзной конкуренцией?


Если вы будите учиться и работать по профессии, практиковаться в рамках вуза, то шанс огромный. Если вы будите ждать и только когда вам дадут диплом, вы захотите работать, то нет. Потому что вы уже сейчас, учась, становитесь конкурентами и вы должны быть лучшими из лучших. Постоянно практиковаться, работать. Вот Глеб Владимирович Протасенко начал работать с первого курса. И все студенты-журналисты, с которыми я знакома, уже с первого и (или) второго курса работают по профессии. 
Сейчас человек может быть сам медиа, много новых направлений в журналистике открываются. Молодые журналисты востребованы. Я с коллегами говорю, они ждут молодых, но у них есть определённые запросы. Например, знания английского языка, умение монтировать, умение красиво и грамотно писать, умение создавать истории и анализировать. Многие считают, что журналистика — это написать о том, как кто-то вышел в свет. Нет, сейчас другая журналистика. Сейчас журналистика, которая объясняет и которая даёт варианты развития событий, то есть она помогает, вот это другое.

  • Какой бы вы дали совет себе студентке?


Меньше прогуливать. Особенно на первом курсе. Потому что после школы эйфория, что ты такой весь взрослый и свободный. На первом курсе очень сложно взять себя в руки и реально начать учиться. Надо чётко понимать, что школа закончилась, маму директор не вызовет. Это твоя взрослая жизнь и ты сам отвечаешь за свои поступки. Ты на лекцию не попал и это обоснованно? Или ты мог поспать и погулять позже?
Ты работаешь на себя и делаешь себе имя с самого начала с первого сентября первого курса.
У нас очень жёсткая профессия.

  • Вы когда-нибудь жалели, что связали жизнь с журналистикой?


Нет. Никогда.

  • Какие СМИ сейчас читать? Какое слушать радио?

    По закону у нас нет цензуры
    . Нужно читать и смотреть все медиа, которые грамотно рассказывают об информационной повестке, которые ссылаются не на эмоции, а дают статистику и данные (не важно, на кого они ориентированы, если ее нет статистики). Дальше собираете эту статистику у себя в голове и четко осознаете, что происходит. Помимо этого, нужно уметь читать историю вопроса, книги по истории и политологии, если вас интересует политика. Допустим, Хантингтона «Столкновение цивилизаций» или Ханну Арен — там она как раз рассказывает, что такое политика. А потом, когда вы уже все это прочитаете, можно начинать рассуждать о том, что происходит в стране, а не заниматься демагогией. Это выглядит, если честно, очень непрофессионально и даже грустно.
  • Вы ведете подготовительные курсы ГИТРа для будущих журналистов. Какими вы встречаете абитуриентов и какими они выходят после курсов?

После курсов мне не стыдно, когда они приходят на собеседование — это уже приятно. Мне интересно другое, когда вы попадаете ко мне на втором курсе. Я уже вас знаю, поэтому интересно, что вы сделали за год жизни здесь. И, конечно, когда ты выпускаешься на четвертом курсе — уже есть какой-то осмысленный взгляд, он уже человек в профессии. Интересно, не поменял ли человек свое мнение о журналистике. Если нет — значит мы все сделали правильно — взяли вас из школы и правильно провели через эти 4 года обучения!

  • Вы немного предвосхитили наш следующий вопрос. Каким вы видите нынешний первый курс уже у себя на занятиях на втором курсе?

Ой, это я у Глеба Владимировича узнаю, потому что он мне рассказывает про вас! У нас же, вообще, на заседании кафедры, когда мы передаем группу следующим преподавателям, рассказываем о ней, чтобы было понятно, как с вами дальше работать. У каждой группы своя специфика. И все равно, ты узнаешь людей на первых трех-четырех занятиях, потом у нас идут какие-то индивидуальные задания. Ты постепенно узнаешь, кто хочет, а кто не хочет. Ну и все равно, если не хочет, может шанс у него еще есть, потому что он пока не понял что-то. У меня же не профильный предмет, а радио, многие вообще не понимают, зачем оно нужно. 

  • Какими качествами должен обладать студент, чтобы завоевать уважение преподавателей?

Адекватность. Мне кажется, это самое главное. И любознательность. Потому что если ты не любознателен, то журналистика — не твоя профессия. Остальному научим.

  • Каким вы видите будущее ГИТРа и журфака?

У нас отличный преподавательский состав в ГИТРе. И у нас очень важна Gitr Family, мы действительно друг за друга горой. Эта философия, которую мы продвигаем, реально работает, То есть человек, который учится здесь, он гордится тем, что он — ГИТРовец. И потом, когда люди идут на работу, там они встречают много наших.

Еще есть преемственность поколений, когда взрослые бывшие студенты приходят к нам и становятся преподавателями. Они уже понимают специфику профессии, как их тут учили и что можно было бы сюда привнести. То есть, это такой бесконечный процесс.

А на журфак мы взяли мастеров, которые преуспели в каких-то определённых направлениях, и именно в этих направлениях они и преподают студентам. Это, с моей точки зрения, очень важно, когда человек не распыляется на какие-то общие темы журналистики, а преподает конкретно то, что знает. В каком-то возрасте журналист хочет передать свои знания другим, но, к сожалению, не все умеют это делать. Найти хорошего преподавателя — это большой труд, потому что многим достаточно провести мастер-класс. Я считаю, что на нашей кафедре работают не просто талантливейше мастера своего дела, но и мастера с большой буквы с точки зрения преподавания. Это большой труд чему-то вас научить. И потом, когда что-то получается — это радость для всех: для нас, и для вас. Поэтому вы как наши дети, и мы очень вас любим. 

  • И мы вас очень любим! В завершение, каким вы видите будущее нашего журфака?

Будущее журфака — это то, что на нашей стене появятся дипломы помимо наших преподавателей, но еще и дипломы наших студентов. Это и есть будущее нашего журфака, и оно начинается свершаться.


Интервью взяли Елена Тагашева и Даниил Сергеев, факультет журналистики ГИТР

Фото Д. Сергеева