Книжная полка ГИТР: История создания библиотеки и новинки

Первокурсница факультета журналистики Алёна Станицина взялась вести эту новую рубрику в студенческом информационном агентстве ГИТР-ИНФО. Каждую субботу читайте о поступлениях в нашу библиотеку — новых журналах и книгах.

Для первого выпуска Алена взяла интервью у Елены Сергеевны Еркиной, начальника отдела научно-технической информации Института кино и телевидения (ГИТР), чтобы узнать о тайнах создания и пополнения библиотеки.

  • Алёна Станицина (А.С.): Елена Сергеевна, как давно в ГИТРе существует библиотека? Она появилась одновременно с открытием института или спустя какое-то время?

Елена Еркина (Е.Е.): Если мы посмотрим на историю ГИТРа, то он возник как курсы при «Останкино» — там специальная библиотека была не очень нужна. Затем на базе курсов образовался сам институт, тогда и возникла необходимость в библиотеке. ГИТР постоянно развивается, открывает новые факультеты, программы дополнительного образования, вводит новые предметы – потребность в библиотеке, естественно, растет. Летом ваша коллега – студентка журфака Анна Янгорева – делала материал о библиотеке. Мне запомнилась ее фраза: «Если съемочный павильон – это сердце ГИТРа, то библиотека – это его мозг». А чтобы организм был здоров, добавлю я от себя, нужно одинаковое внимание уделять и сердцу, и мозгу (улыбается).   

  • А.С.: Раньше ГИТР располагался по другому адресу – в Бродниковом переулке. Расскажите, как перевозили книги из старого здания института в новое – на Хорошёвское шоссе.

Е.Е.: Я пришла на работу уже в новое здание института. Все тяготы переезда, к счастью или к сожалению (улыбается), меня не коснулись. Передо мной стояли уже следующие задачи – профессионально грамотная расстановка фонда, которая будет понятна и удобна для студентов и преподавателей; создание электронного каталога и электронной библиотеки. Что же касается переезда книжного фонда, то это обычная практика: книги складываются в коробки по отраслям знаний, чтобы ничего не перепуталось и не потерялось, перевозятся на новое место, распаковываются и расставляются на полки в соответствии с определенными правилами классификации, принятыми в библиотеке.

  • А.С.: Как новые книги попадают в библиотеку?

Е.Е.: Несколькими путями. У нашей библиотеки своя специфика — кино и экранные искусства, телевидение, радио и новые медиа. Также есть небольшая коллекция литературы по гуманитарным наукам и художественные издания. Что-то можно купить в любом книжном — ту же художку, например. Что мы и делаем. А с профессиональной литературой сложнее. В обычных книжных ее редко встретишь. Ищу на книжных выставках, получаю рассылки от издательств – и заказываю напрямую у них. Обмениваемся изданиями с дружественными институтами – со ВГИКом, например. По журналистике довольно много издается, а, скажем, по операторскому  мастерству или звукорежиссуре очень мало. Что-то дарят мастера и студенты. В ГИТРе есть и собственное издательство. В свое время мы выпустили очень хорошие переводные книги. Они были написаны в США и Великобритании ведущими специалистами отрасли — сотрудниками BBC, CNN и других медиа. ГИТР приобрел права на эти издания, наши преподаватели переводили, редактировали и адаптировали книги для отечественного читателя, потому что наше производство немного отличается от западного. Книги востребованы не только нашими студентами, но и действующими работниками индустрии. К нам постоянно поступают заказы на эти издания из других городов и даже из других стран.

  • А.С.: Скажите, чего в библиотеке ГИТРа больше — профессиональной или художественной литературы?

Е.Е.: У нас в фонде больше профессиональной литературы. Художественная литература представлена, в основном, классикой. Каждый студент обязательно что-то для себя найдет. Самая свежая литература по драматургии. Этот факультет открылся у нас совсем недавно, мы купили все самое лучшее и новое, что смогли найти по этой специальности.

  • А.С.: Как давно появилась электронная библиотека?

Е.Е.: Электронный каталог и полнотекстовую электронную библиотеку я начала создавать в 2018 году. Мы купили специальную программу для этого, наши специалисты интегрировали ее с сайтом ГИТРа. Также у нас есть подписки на электронные версии журналов – «Искусство кино», «Журналист», «American cinematographer» — и на Университетскую библиотеку онлайн.

  • А.С.: Часто ли в библиотеку поступают пожертвования?

Е.Е.: Да, очень часто. Преподаватели, большое им спасибо за это, часто дарят. Что-то приносят студенты — в основном, выпускники. Ребята, когда учатся, покупают книги по своей специальности, прочитывают, а когда приходят за дипломом, говорят: «Можно я подарю библиотеке свою мини-коллекцию?». Да, пожалуйста, это приветствуется! Иногда приносят то, что у нас уже есть, а иногда даже какие-то уникальные экземпляры.

  • А.С.: А как в ГИТРе появилась «мода на пожертвования»?

Е.Е.: Как всегда бывает с модой – один сделал, другие увидели и захотели повторить (улыбается). Кто-то из преподавателей что-то подарил библиотеке из своей коллекции. Рассказал об этом своему коллеге. Тот тоже решил что-то подарить. А дальше работает «сарафанное радио»…

  • А.С.: Сколько студентов в день посещают библиотеку?

Е.Е.: Все зависит от времени учебного года. В сентябре, например, может быть семьдесят человек в день, а в июле, когда каникулы в разгаре, – всего несколько студентов.

  • А.С.: Когда обычно происходят закупки новых книг?

Е.Е.: Определенного времени нет, всё очень гибко, мы же творческий институт (улыбается).Если выходит новая замечательная книжка — мы бежим ее покупать. Одна из последних новинок библиотеки  – «Персонаж» Роберта Макки.

  • А.С.: Какую книгу Вы бы могли посоветовать любому человеку?

Е.Е.: Я думаю, что у каждой книги есть свой читатель. Но если нужно посоветовать одну книгу для любого человека, то я назову Евангелие. Начать можно с Евангелия от Марка, оно самое коротенькое. Студенты же не любят, когда «слишком много буков» (улыбается).

Интервью взяла Алёна Станицина

Фото из личного архива Елены Еркиной