Артур Бакулев: От студента до работы в большом кино

В этом году в Институте кино и телевидения (ГИТР) на операторском факультете должен был появиться новый преподаватель. Это выпускник института Артур Бакулев, оператор-постановщик, который уже работает на масштабных кинопроектах. Однако педагогическая деятельность стала помехой для съемок, и Артуру пришлось на время оставить преподавание. Корреспонденту ГИТР-ИНФО Ксении Бушуевой удалось связаться с оператором и узнать, что он еще не успел рассказать студентам.

  • Можешь рассказать о своем пути в операторской профессии?

    Моя история такая же, как и у многих. Сначала ты идешь в институт, где делаешь какие-то студенческие работы, чему-то учишься, снимаешь в рамках курсовых работ. У меня вышло так, что я уже с первого курса начал работать на съемочной площадке на маленьких позициях. 
    В институте я познакомился Анатолем Трофимовым, который тогда был на последнем году обучения. Он стал звать меня на свои первые коммерческие проекты — фокус покрутить, еще чем-то помочь. Так продолжалось около двух лет. А потом я уже сам начал снимать. Это были рекламы, музыкальные клипы, проморолики, масштаб съемок постоянно менялся. На пятом курсе мы сняли дипломную работу, которая также помогла мне в продвижении. Проект вышел довольно хороший, и поэтому мы смогли показать его на больших площадках.
  • Получается, ты сам искал проекты или работодатели выходили на тебя? 


В основном все идет через связи. Ты выходишь на площадку, с кем-то общаешься, и вы подписываетесь друг на друга в социальных сетях. А через год ты выкладываешь что-нибудь, они видят, как ты снимаешь и могут куда-то позвать. Продолжаешь дальше знакомиться людьми, портфолио разрастается, и где-то тебя уже начинают сами рекомендовать. Позднее у меня появился агент, который очень помог в продвижении. Но точно не было такого, что я проснулся и сразу попал в масштабные проекты, все шло из года в год. Я становился более профессиональным оператором, росло качество моих работ, и из-за этого поступало все больше предложений. 

  • Но все-таки, был какой-то ключевой момент, после которого тебя позвали в крупный проект? 

Год назад в декабре меня позвали в Санкт-Петербург снимать клип для группы «ДДТ». Я очень тесно сдружился с генеральным продюсером группы — Сережей Касатовым, и мы после съемок продолжили общаться. Потом, уже в январе, мне позвонил режиссер, мой друг Клим Тукаев и сказал, что нашел инвесторов для экранизации сценария, который мы писали два года назад для дипломной работы в ГИТРе. Тогда мы поняли, что нам нужен хороший продюсер для такого масштабного проекта. Я предложил Сереже Касатову поучаствовать, и теперь мы вместе работаем над пилотной версией полнометражного фильма!

  • Расскажи немного об этом фильме.
    Называется «Дом на колесах». Мы снимали его короткометражную версию в Петербурге и Дагестане, и я был оператором-постановщиком. Это постапокалиптическая история о герое, о ценностях простых вещей, семьи и любви и о том, как какие-то всемирные события это разрушают. 
  • Помимо кино ты также работал над разными коммерческими предложениями. Нравились ли тебе такие съемки или душа всегда лежала к фильмам? 

    Мне кино однозначно нравится больше, потому что в нем есть идея и сценарий, и от этого отталкиваешься при работе над изображением. В рекламе зачастую нужно просто сделать красиво, и это —  вся сверхзадача. Ты стараешься сделать так, как бы понравилось клиенту. Однако реклама имеет свои плюсы, один из них – это большой бюджет. Ты можешь заказать разную новую технику и оптику и попробовать поработать с ней в рамках проекта.
  • А у тебя сейчас есть своя камера?

    У меня есть фотоаппарат Fujifilm. А если говорить про кинокамеру, то такой нет, потому что стоит она очень дорого. Если ты работаешь в качестве оператора-постановщика, то бессмысленно покупать себе камеру. Под разные проекты техника подбирается индивидуально, потому что задача всегда разная. 

  • У многих операторов в институте сейчас есть свои камеры. У тебя в студенческие годы была такая? 

Слушай, у меня кинокамеры не было. Первый мой фотоаппарат был Nikon 810, и на тот момент это была очень крутая камера. Но я не снимал на нее студенческие работы. Потому что фотоаппарат не кинокамера, он для фотографий. На него можно снимать неплохие видео, но они неудобные для этого. Снимать на кинокамеру- это другой уровень подхода к работе.

  • Ты считаешь, что хорошо снять можно только на кинокамеру? 

Нет, не совсем так. Я даже снимал рекламный ролик для Re:Store на камеру айфона, и это было принципиальное условие. Две съемочные смены, команда из 60-ти человек, два огромных грузовика оборудования, целая бригада осветителей, и я с телефоном. Снять можно на что угодно, если обладать знаниями. И картину можно написать палкой на песке. Однако если у тебя есть краски и холст, то у тебя больше возможностей. 

  • У тебя никогда не было сильного выгорания от своей работы, что хотелось заняться чем-то другим? 

    Так, чтобы прям работа надоела и хотелось ее оставить, не было. Но помню периоды, когда я долго сидел без проектов и невольно задумывался о том, чтобы заняться чем-то еще. Такая нестабильность очень напрягает, ведь нужно чем-то платить за квартиру или заливать бензин в машину, а ты третий месяц сидишь без работы. Но кино и съемки как наркотик, стоит только пальцем поманить на площадку, и ты забываешь о всех других занятиях. 
  • А были ли съемки, после которых долго приходил в себя?

    Да. Но дело не в самом проекте, а в людях, которые там работали. Обычно это сложные режиссеры или продюсеры, с которыми очень тяжело как-то существовать на съемочной площадке. У меня было такое, что на протяжении месяца один из таких людей вымотал меня настолько, что в конце проекта я подумал: «Слава Богу мы это отсняли, а теперь просто исчезните из моей жизни».

  • Что именно это был за проект?


Не буду называть названия, потому что не составит труда найти имена людей, с которыми я тогда работал. В киноиндустрии о коллегах мы говорим либо «хорошо», либо «нормально», либо никак. 

  • Значит, существует кино-солидарность?


Это моя позиция. Между своими ребятами, коллегами, с которыми мы близко и долго работаем, я могу сказать, что человек плохой и с ним не стоит снимать. Но в рабочем сообществе я не буду отрицательно отзываться о режиссерах и продюсерах, потому что до них самих эта информация очень быстро дойдет. И впоследствии мой негатив будет работать против меня.

  • Есть ли у тебя работы, за которые тебе стыдно?

    Да, но я бы по-другому описал это чувство. За такие работы не то, чтобы «стыдно», я просто смотрю на них и понимаю, что это уже не тот уровень, который я сейчас предлагаю, и куда-то выкладывать их смысла нет. Но есть и такие работы, о которых ты думаешь:  «Как можно было так снять..»
  • А название назовешь?

    Наверное, одна из таких это «Горгород». Мы снимали ее на втором курсе для ГИТРа, и в свое время она очень нашумела. Я с ней даже награду за лучшую операторскую работу на «Телемании» получил. Хотя сейчас мне кажется, что эта короткометражка – кошмар, и я не понимаю, как вообще она могла что-то выиграть.

 

  • Если фильм настолько плохой, то почему он так «нашумел»? 

    Название фильма говорит само за себя. Мы сняли короткий метр по мотивам альбома Оксимирона, который на тот момент был популярен. Фильм не столько понравился людям, сколько привлек внимание.
  • Как ты считаешь, обязательно ли сейчас образование для операторов? 


Тут нужно отталкиваться от целей. В интернете много видеоуроков о том, как настраивать свет и камеру, и любой желающий может этому обучиться. Но если хочется снимать фундаментальные, большие проекты, то институт явно быстрее даст тебе нужную информацию. Операторская профессия – с одной стороны творчество, а с другой техника. И технические знания заключаются не только в понимании, как работает камера. Самостоятельно очень тяжело будет изучить это.

  • А что тебе дало обучение в институте кино и телевидения?
    Мне кажется, что любой киношный вуз – это почва, на которой ты можешь взрастить сам себя. На ней ты если захочешь, сможешь найти нужные знания и попробовать себя в первых съемках. У меня была возможность в первую очередь познакомиться с такими же творческими ребятами, как и я. Основной режиссер, с которым я работаю и которого я люблю,  –  это мой друг из ГИТРа. После института мы вместе с Климом Тукаевым продолжили снимать совместные работы и «Дом на колесах» –  одна из них.
  • Клим Тукаев в прошлом году выиграл награду в Каннском кинофестивале со своей работой. Тебе не обидно, что ты не принял участия в ее съемке?

    Конечно, в душе досадно, что мы с ним много классных работ сняли, а в Канны поехал именно «Почтальон». Однако мы никогда не знаем, какой проект станет популярным и положит начало нашему ускоренному развитию. Поэтому я всегда стараюсь выкладываться на 100%, а лучше на 110%. 
  • Ты в этом году ненадолго стал преподавателем в Институте кино и телевидения. Поделишься впечатлениями об этом? 

Очень крутые ребята мне попались на курсе. У некоторых из них даже видишь огонь в глазах. У меня был показательный случай, когда на перерыве я вышел купить себе кофе в буфете, а мальчик с предыдущей лекции догнал меня и попросил ответить на вопрос. И ты не поверишь, пока мне готовили кофе, я рисовал ему схему на пыльном кассовом аппарате и объяснял, как работает разная техника.

  • Если бы у тебя была возможность, ты бы вернулся к преподаванию?

Думаю, да. Надеюсь, такая возможность появится.

  • Как ты считаешь, какие качества мешают оператору?

Плохая коммуникабельность, узкий взгляд на мир, бескомпромиссность и необразованность.

  • Какова главная задача оператора?

Визуально раскрыть идею. 

  • А если видение оператора расходится с режиссерским взглядом?

Им либо стоит перестать вместе работать, либо оператору нужно услышать режиссера. Есть очень хорошая фраза: «Оператор в кино – профессия основная, но не главная».

  • Какой бы совет ты дал себе, когда ты был на первом курсе?

Нужно как можно скорее понять, что мое мнение ценно и мое видение может быть интересным и актуальным. И в целом я посоветовал бы больше себя любить в хорошем смысле, не в эгоистическом. Это для того, чтобы не начинать знакомство с «Ну, я тут, что-то снимаю, да…», а быть более уверенным в своих идеях. Нас выбирают за то, как мы видим и чувствуем, а не за то, как мы гениально можем повторить чужую работу. И, наверное, посоветовал бы больше делать каких-то творческих работ, больше вкладываться, но не забывать качественно и круто отдыхать.

Интервью взяла Ксения Бушуева, факультет журналистики ГИТР (ДЖ12)

Фото из личного архива Артура Бакулева