Лучший студенческий игровой фильм: интервью с режиссером «Непрописанных душ»

Фильм пятикурсницы режиссерского факультета ГИТРа стал лучшим студенческим игровым фильмом на Международном фестивале «ZILANT». Екатерина Горбачёва — режиссер «Непрописанных душ» дала короткое интервью корреспонденту ГИТР-ИНФО.

  • Расскажите, как появилась идея фильма?

Эта идея была со мной всю юность, а также захватила три года в институте. Она стала своего рода «незакрытым гештальтом», который я смогла закрыть после победы на первом кинофестивале. Идея зародилась в классе восьмом, когда я слушала и играла песни Александра Башлачёва.

(Александр Николаевич Башлачёв — советский рок-музыкант, поэт, бард, певец, автор-исполнитель, художник и журналист. Прославился как один из наиболее известных представителей советского андеграунда, входил в Ленинградский рок-клуб — прим. автора).

Осуществить мечту я приняла решение на втором курсе, после того, как во время празднования Нового года, мы всей компанией услышали его песню «Ванюша», которая посвящена его погибшему сыну Ивану. Мы узнали, как создавалась эта баллада, и уже на третьем курсе я села за сценарий и поняла, что не хотела бы делать акцент только на Башлачёве. Мне хотелось погрузиться в эту ситуацию поглубже, создать три параллельные жизненные линии, одна из которых повествует об этом самом Ване, и сделать так, чтобы они были связаны одноименной трагедией. Летом мы приступили к съемкам. 

  • Что означает название «Непрописанные души»?

Сначала фильм назывался «Невостребованность». Я тогда думала, что это ответ на все вопросы, но я заблуждалась.
Фраза «Непрописанная душа» звучит в песне «Ванюша», и я поняла, что она идеально подходит. Это неадаптированные люди, которые живут сами по себе, живут одним днем, ни за что не цепляются.  

  • Возникли ли какие-то проблемы в процессе съёмки?

Проект довольно тяжелый, создавался полтора года и сложных ситуаций хватало — от переозвучивания 90% фильма, до смены команды. Ко всему прочему,  я — строгий режиссер, и на съемках веду себя жестко, крайне редко иду на компромиссы.

Режиссерская версия фильма идет 1,5 часа. А на фестивали отправилась сокращенная версия — всего 40 минут. Линию Вани мы снимали летом в Архангельской области, там оператором выступил Данила Мушкарев, мой однокурсник. А две другие линии снял уже Никита Некрасов, тоже выпускник ГИТРа.

Я по крупицам собрала бюджет фильма, мы воссоздали атмосферу Советского Союза, реконструировали интервью Башлачева американским журналистам… Мы делали реконструкцию аварии; съемки проходили в трех городах. Была проделана большая работа с актерами — им там всем было, что сыграть, у всех очень сложные роли. Но я знала, что Ирина Ризаева, которая сыграла одну из главных ролей, будет расшатывать свою нервную систему, что она будет ползать, кричать, много плакать, потому что ей это нужно. Потому что у нее есть потребность выходить на новый уровень. Хороший актер — это 9 октав, и для меня работа с актерами является профессионализмом режиссера. Оператор может быть плохой, продюсер может запороть, но у тебя, как у режиссёра, важнейший инструмент в руках —  это актер. 

  • Фильм снимали специально для фестивалей или это была учебная работа?

Эта работа создавалась в память о Башлачёве, в знак уважения его творчеству — по крайней мере, мне хочется ее так продвигать. Потому что нет еще ни одного художественного фильма про этого музыканта. Когда создавали, понимали, что это однозначно фестивальное кино. Так что это и учебная, и фестивальная работа. 

  • Вы получили приз за лучшую режиссерскую работу на фестивале «Крылатый Барс» и выиграли на Международном фестивале «ZILANT», много ли у Вас было конкурентов?

На обоих кинофестивалях была здоровая конкуренция. На «ZILANT» прислали 690 работ, а на «Крылатый Барс» — 300. И там и там отобрали до сотни участников. У меня были достойные соперники. Я смотрела работы в кинотеатре и думала о том, какие они талантливые люди. Но здоровая конкуренция и рождает таланты, как правило.

  • Вы знали, что победите, или это стало неожиданностью?

Думаю, всё дело в оригинальности. Мы знали, что это зацепит и нас заметят, но, признаюсь, две победы подряд не ожидала. Я понимаю, почему мы сейчас победили и почему фильм и дальше будет получать награды — наш фильм — это глоток свежего воздуха, потому что такого нет. Сейчас снимают про насущные проблемы, больше бытовые или избитые темы. Даже актеры от этого становятся везде одинаковыми и играющими себя. В «Непрописанных душах» тоже есть место бытовухе, но она перекликается с атмосферой человека «не от мира сего», человека, который реально существовал. Это и отличает фильм от остальных. Также на двух кинофестивалях отметили игру Богдана Жилина, который сыграл Башлачёва, на «ZILANT» он был номинирован на лучшую мужскую роль — Богдан выделяется в актёрском составе фильма. 

  • Есть планы на будущее: новые проекты, фестивали?

У «Непрописанных душ» впереди еще целая фестивальная жизнь, не только в России, но и за рубежом. Мы прошли еще на пять фестивалей и останавливаться не намерены. Также, я с командой завершаю работу над дипломным фильмом «Взрыд» — надеюсь, его тоже ждёт большое фестивальное будущее, и начинаю работу над полнометражным фильмом. 

Интервью взяла Алёна Станицина, факультет журналистики ГИТР (ДЖ11)

Фото — Никита Некрасов, Анастасия Легкова, Кира Бородина