15 марта откроется ежегодный всероссийский фестиваль анимации в Суздале - «Суздальфест».
Это грандиозное событие в 28-й раз соберёт ценителей и творцов отечественной анимации под крышей ГТК Суздаль (той самой, на «коньке» которой оказывался герой из фильма «Чародеи» в исполнении Валентина Гафта).
393 работы в этом году боролись за конкурсный показ, из них 131 студенческая.
211 фильмов покажут на большом экране кинозала: 113 в конкурсной и 98 во внеконкурсной программах. Это не считая всех деловых встреч, показов детской анимации и конкурса заставок.
ГИТР покоряет «Суздальфест»
А на это всё стоит посмотреть! Особенно на заставки к фестивалю, ведь от Института кино и телевидения (ГИТР) в этом году их было подано целых 5. А заставка «Через кино» студентки пятого курса ГИТРа Анастасии Борисенко заняла почётное второе место. И это при том, что за первенство в конкурсе боролась 71 работа.
Александр Герасимов, директор фестиваля, специально для ГИТР-ИНФО дал короткое интервью.
— Какое у Вас сложилось впечатление о заставке «Через кино» Анастасии Борисенко?
— Вообще все работы рассматривала серьёзная, солидная комиссия экспертов. Поэтому на втором месте «Через кино» не просто так. Ведь основная задача любой фестивальной заставки, как я понимаю, это передать дух мероприятия, его атмосферу, связанную с ним эмоцию, драйв и за 20 секунд зацепить зрителя, понравиться ему. В работе Анастасии Борисенко в большой мере всё это было соблюдено. Вместе с тем заставка зацепила меня своей современностью как по графике, так и кое-где в композиции кадра, в монтаже. Вполне себе достойная работа, с чем я поздравляю и автора, и ГИТР в целом.
Помимо работы Анастасии от ГИТРа состязались за первенство «Оммаж» Дарьи Ушановой и Анастасии Черняковой, «Волшебный вальс» Екатерины Канунниковой и Веры Василенко, «Гуседракон» Валерии Фёдоровой, «Тыц-Тыц» Евгении Раджабовой и «Заставка» Лидии Басовой.
Но не только заставками сыты! В прошлом году от ГИТРа была подана всего одна заявка на участие в «Суздальфесте». В этом году ситуация улучшилась, и от Института кино и телевидения в номинацию «Студенческий фильм» было подано три короткометражных работы: «Артур» Алисы Кудрейко, «Девочка и море» Милены Замшиной и «Немного солнца в холодных водах Беслана» Алексея Чамина. Все три работы будут показаны в составе программы медиатеки. И тенденцию показа студенческих работ от ГИТРа нужно наращивать и поддерживать. Почему?
— Чем интересна студенческая анимация? В чём смысл её поддерживать?
— Студенческая анимация – это очень важное, инновационное и прорывное направление в развитии отрасли. Студенты – люди со свежим мышлением и подходом к киноязыку. В Суздале мы каждый год собираем мощные студенческие программы. Мало того, мы показываем почти всё, что было прислано: либо в конкурсной программе, либо во ВНЕконкурсе (тоже на широкую публику, работы, которые, по мнению селекции, чуть слабее конкурсных), либо в медиатеке (работы вне двух предыдущих программ, которые мы демонстрируем на малых экранах). Наш принцип заключается в том, чтобы все люди бесплатно увидели как можно больше произведённых анимационных фильмов. Крупные топ-менеджеры, продюсеры, опытные режиссёры и другие профессионалы отрасли порой специально посещают фестиваль, чтобы в первую очередь посмотреть студенческую анимацию, найти новые таланты, идеи, миры и концепции.
— Какие возможности открывает перед собой студент, подавая работу на «Суздальфест»?
— Фестиваль – это очень хороший способ заявить себя профессиональному сообществу, потенциальным коллегам и работодателям. Молодой автор, конечно, может выложить фильм в интернете, на личном канале, сайте или на ресурсе института, но даст ли это нужный эффект? Фестиваль же даёт тебе возможность представить свою работу сотням профессиональных коллег, обрести новые связи. Это ведь сфокусированное мероприятие. Автора могут заметить, пригласить на работу, дать заказ или осчастливить выгодным предложением. Кроме того, на «Суздальфесте» все показы и мероприятия в свободном доступе, на бесплатной основе. У студентов есть возможность получить дополнительные знания, посмотреть и оценить работы друг друга, лично познакомиться и пообщаться вживую. Это особенно важно теперь, после пандемии. Мы же сейчас всё ещё очень разрозненные, сидим по домам, на удалёнке, а ведь личных связей никто не отменял. И именно это происходит на фестивале, тепло общения. Там, как говорят наши коллеги, «заваривается творческий бульон». Поэтому для студентов такие фестивали, как «Суздальфест» — это крайне важные мероприятия.
— Какой совет Вы можете дать начинающим авторам, отважившимся связать свою жизнь с анимацией?
— Совет такой: ищите себя. Выбор творческой профессии – это вещь очень личная, интимная, которая основывается на крайне сильной внутренней потребности. Слава и крупный финансовый успех настигают далеко не всех, таких не много. В анимационной режиссуре больших денег не заработаешь, у художников тоже не сказать, что огромные зарплаты… Так что это всё не про деньги скорее, а про самореализацию. Если у тебя есть творческий потенциал, и ты хочешь что-то сказать этому миру, у тебя всё получится. Если это не твоё, не беда! Не все, кто поступает на режиссуру или профессию аниматора, работают по специальности. Кто-то идёт в дизайн, в разработку компьютерных игр или вообще уходит из творческой профессии. Но в любом случае это нормально! Это и есть поиск. Ищите себя.
И ГИТР может похвастаться успешными примерами поиска себя в творчестве! Григорий Вожакин, в прошлом студент ГИТРа на факультете режиссуры кино и телевидения, окончивший институт с красным дипломом, успешно сотрудничает с «Союзмультфильмом». Полнометражный фильм «Чинк: хвостатый детектив» с его режиссурой будет показан в конкурсной программе «Суздальфеста» на экране кинозала!
И если с поиском своего пути всё ясно, что делать, когда этот путь ищет целая отрасль? На этот вопрос и попытается ответить деловая программа «Суздальфеста», которая приоткроет завесу тайны с будущего творческой индустрии.
Будущее за творчеством. Мы живём во время креативных экономик. В развитых странах доля креативной индустрии может занимать до 30% от общего рынка. Сейчас этот показатель растёт и у нас в стране, поэтому если ты выбираешь для себя творческую профессию, это не маленький аргумент в пользу твоего стратегического будущего.
—Институт кино и телевидения ГИТР как прямой представитель творческой индустрии, готовящий профессиональных кадров в этой области, примет участие в «Анимационном кампусе» — мероприятии деловой программы «Суздальфеста». Что это такое?
— Александр Герасимов:
Очень радует, что в последние годы появляются новые анимационные киношколы вне профильных учебных заведений. Значит, анимация востребована и её развитие выгодно для креативной индустрии. И хоть суть предмета одна, но методики преподавания, мастера и нюансы образовательного процесса разные. Так что в этом году по просьбам киношкол мы возродили «Анимационный кампус», где каждое учреждение может в оригинальной форме представить свою методику обучения искусству анимации, поделиться опытом с аудиторией, обменяться им с другими киношколами. А работы студентов в программе фестиваля послужат наглядной демонстрацией результатов преподавания. В этом году в «кампусе» примут участие 8 учебных заведений, в числе которых есть ГИТР.
Молодых авторов ждут непростые, но очень захватывающие времена. Страна нуждается в творческих кадрах, и очень хорошо, что есть такие учебные заведения как ГИТР, способные их воспитать, и такие фестивали как «Суздальфест», способные донести их творчество до широкой и профессиональной публики.
Материал подготовил Владимир Колесников, студент сценарной кафедры ГИТР, 3 курс
—