13 марта стало известно, что документальный фильм «Агафья» преподавателя ГИТР Павла Селина номинирован на национальную премию в области неигрового кино «Золотая свеча». Новую награду ежегодно будут вручать за лучшие полнометражный и короткометражный неигровые фильмы, а также за вклад в киноискусство.
Перепечатываем интервью с автором, которое опубликовано на платформе «Дзен». Интервью взяла Ирина Иванова. Фильм можно посмотреть здесь.
— Павел, расскажите, пожалуйста, как пришла мысль сделать фильм об Агафье Карповне Лыковой?
— Это была достаточно неожиданная история. Цепь случайностей привела меня в Российский технологический университет МИРЭА, где я познакомился с проректором Игорем Тарасовым и узнал, что ВУЗ с 2011 года опекает Агафью Лыкову. Каждое лето к ней направляются экспедиции студентов, которые помогают заготавливать дрова, ставить «заездок» — плотину для ловли рыбы… Мне показалось, что это может быть интересным документальным кино и в следующем 2020 году мы с оператором Артёмом Величко стали частью этой экспедиции.
Мы провели у Агафьи 11 незабываемых дней.
Агафья абсолютно уникальный персонаж, герой… Таких в мире больше нет. Я стараюсь снимать таких, как бы «маленьких» людей, которые на самом деле совсем не «маленькие». А Агафья, как мне кажется — воплощение как бы «маленького» человека с огромной судьбой, с Историей. Для меня всегда очень важна история человека, а у Агафьи она такая, которой нет, наверное, больше ни у кого в мире.
— Агафья Карповна считает, что видео и фотосъёмка греховна. Как вам удалось с ней договориться?
— Первые три дня Агафья вообще со мной не разговаривала. Я задавал ей вопрос или высказывал просьбу посниматься, в ответ она просто смотрела на меня с блаженной улыбкой и убегала. Я, конечно, был на грани паники, потому что понимал, у меня всего одиннадцать дней, а даже заговорить с ней не получается… Первоначальный контакт наладил с ней Артём Величко. Он чуть ли не жил на пороге её шалаша. А потом Агафья стала и со мной говорить. Начался непростой и увлекательный процесс съёмок… Было трудно, потому что Агафья такой персонаж, который не будет делать то, что тебе нужно, она живёт своей жизнью… В течение оставшихся дней мы снимали практически круглые сутки…
— Что было самым трудным?
— Записать интервью с Агафьей. Просто усадить её — невозможно. И тогда Андрей Горбатюк – один из главных героев фильма, руководитель экспедиции на протяжении многих лет, подсказал как нам быть. В воскресенье — в выходной день, когда по церковным правилам нельзя работать, мы вместе с Агафьей читали церковные книги и постепенно это перешло в интервью.
— Что вам больше всего запомнилось на съёмках фильма?
— Был такой невероятный сценарный подарок судьбы, когда в самом начале рухнул наш вертолёт. Он стал отдельным героем фильма, образом и символом, который мы с моим другом и соавтором Дмитрием Разворотневым протянули через всю картину. Если помните, в апокрифе апостола Павла написано, что будут летать по небу железные птицы. И вот эта железная птица вторглась в век XVI-XVII, в котором живет Агафья, и потерпела там крушение. И это символизирует столкновение нашей цивилизации и цивилизации Агафьи.
Это, пожалуй, был самый запомнившийся момент, мы были на грани жизни и смерти. Слава Богу, все выжили.
— Какая главная идея вашего фильма?
— Агафья – это пример того, как сила Веры и сила Духа побеждают обстоятельства и окружающие, казалось бы, непосильные трудности. «Маленькая» женщина, сейчас ей почти 80 лет, смогла выжить одна в суровейших условиях. В среде, где огромный «мужичара», какой-нибудь спецназовец, может не уцелеть. А она живёт.
— Вам удалось передать душевную чистоту героини. Изменило ли общение с Агафьей Карповной что-то в вашей жизни, в её понимании, ощущении?
— Думаю, многое изменилось… Я летел туда с определённым набором стереотипов об Агафье, не зная на самом деле кто она и что она, и встретившись с ней я увидел её духовную силу и пришло понимание, что все наши стенания, жалобы на какие-то трудности — это мелочь по сравнению с тем, что ей пришлось перенести. Она стала для меня примером стойкости и продемонстрировала как дух может побеждать бытие. Я это увидел своими глазами.
— Вы поддерживаете контакт с Агафьей Карповной?
— Да, мы сейчас заканчиваем монтаж шести серий большого приключенческого докуреалити, посвященного экспедиции к Агафье, которая была в августе прошлого года. Я с моим сыном Никитой Селиным выступаем в нём в роли ведущих двух автономных съёмочных групп. В одной группе с частью студентов я поднимался к Агафье на лодках тем путём, которым Лыковы уходили в 1930-х годах, бежали в тайгу. А Никита с другой группой и частью студентов, прилетал на вертолёте. За это время произошло много всего интересного. Проект будет демонстрироваться на одной из наших главных стриминговых платформ. Надеюсь, совсем скоро будет в эфире.
— Агафья Карповна видела вашу картину о ней?
— Не видела. Она не смотрит никакие гаджеты и показать ей фильм невозможно. Можно сказать, в хорошем смысле, что она блаженная – от слова благо. В церковном понимании, человек, живущий в своём мире. Она не от мира сего, не от нашего мира.
Беседу вела Ирина Иванова
Использована фотография из личного архива Павла Селина
—
Селин Павел Викторович. Старший преподаватель факультета журналистики ГИТР.
Тележурналист, ведущий, автор и режиссер документальных фильмов "Юра Музыкант", "Буров и Буров" и др. Номинант премии "Золотой Орел", Лауреат премии "The Russian Week Audience Award". Работал корреспондентом телепрограмм НТВ «Сегодня», «Главный герой», «Намедни», выступал автором специальных репортажей в программе «Центральное телевидение» (НТВ) и «Парфенов» (Дождь), соведущим ток-шоу «НТВшники». Преподает "Основы журналистской деятельности".
—