«Телемания-2023» в рецензиях студентов ГИТР: Сюрреалистичная «Белочка»

Студенты сценарного факультета ГИТР активно ходили на показы конкурсной программы фестиваля "Телемания", погружаясь в фестивальную атмосферу и оценивая работы своих коллег-студентов из разных вузов. Посетив различные площадки, поучаствовав в обсуждении, студенты составили картину того, каким стал 2023 год в творческой студенческой среде - какие выбирались темы, как они реализовывались?  Результатом просмотров стала серия рецензий на фильмы от 1 и 3 курса сценаристов. Мы заканчиваем публикацию рецензий на картины, выбранные студентами для анализа. Сегодня - рецензия от Е. Сусловой, группа ДД11.

Сюрреалистичная «Белочка»

На фестивале «Телемания» состоялся показ короткометражного игрового фильм «Белочка» режиссера Георгия Егорычева (ГИТР). Это история о том, как молодой человек спасает «погибший» бабушкин ковёр, который очень дорог его матери. По ходу дела главный герой и его друг напиваются до потери памяти, и друг теряет свой мобильный телефон. Загладить вину перед матерью и другом главному герою помогает та самая «белочка».

Фильм можно отнести к стилю сюрреализма. Ключевые черты сюрреализма — имитация детского творчества, противостояние потребительским ценностям, использование снов и видений как элемента атмосферы или сюжетной композиции. Произведение студентов сценарного и режиссерского факультетов ГИТРа под них подходит.

Режиссёр и сценарист создают ощущение странности, ирреальности происходящего.  Фабула кажется приближенной к реальности — парень помогает матери и напивается с другом. Но элементы абсурда, главные из которых — «умерший» ковёр и «белочка», которая должна быть галлюцинацией, но, похоже, присутствует в жизни героя по-настоящему (она даёт ему деньги), превращают происходящее в лихорадочный сон. Аналогичный приём использован в сюрреалистическом фильме Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии».

Сюжетный поворот, где персонажи напиваются до беспамятства и наутро пытаются восстановить события прошлой ночи и исправить сделанные «по пьяни» ошибки, встречался много где. Но в современном мире он прочнее всего ассоциируется с голливудским фильмом  «Мальчишник в Вегасе»; скорее всего, именно им вдохновлялись создатели фильма.

В фильме можно отметить необычную атмосферу, оригинальную идею и великолепную операторскую работу. Особенно хороша сцена пьянки в баре — она снята стильно и с хорошими гэгами, например, герои «поят» и притащенный с собой ковёр.

Главная же проблема фильма — нераскрытые тема и идея. Их трудно определить после просмотра. Предположим, его главная тема — стыд. Но тогда неясна концовка. Непонятно, что случилось со злосчастным ковром и почему главный герой, вопреки настойчивой просьбе матери, принёс ей новый ковёр. Было бы понятнее, если бы он потерял его, пока был пьян. Тогда идея стала бы ясна, потрать он все подаренные «белочкой» деньги на новые ковёр и телефон другу. Также расплывчатой кажется роль «белочки»: она с одной стороны помогает герою (даёт деньги), а с другой — является символом его ошибочного поступка, пьянства (он грубо покидает её в конце).

Хоть некоторые моменты фильма можно было бы прояснить, в целом он является хорошим примером студенческих короткометражек, которые не следуют канонам и не обращаются к избитым клише, чтобы построить фабулу. Кроме того, авторы фильма рискнули окунуться в абсурд и сюрреализм, и риск этот оказался оправдан. Благодаря причудливой атмосфере. 

Е. Суслова