19 марта на ежегодном международном фестивале сериалов Series Mania, проходящем с 15 по 22 марта во Франции в городе Лилль, была организована дискуссия, которую модерировала Европейская аудиовизуальная обсерватория (EAO).
В ходе нее были рассмотрены четыре ключевые тенденции в производстве сериалов в Европе в 2024 году.
Приглашенные спикеры поговорили о копродукции, стриминговых платформах и высоком уровне конкуренции на рынке.
Тревожные знаки
Как пишет Variety, Жиль Фонтен, руководитель отдела рыночной информации EAO, заявил, что появились признаки тенденции к снижению количества производимых сезонов сначала в США, а теперь, возможно, и в Европе.
По данным FX Content Research, после устойчивого роста количества сезонов в США с 2015 года (когда оно составляло 422 сезона) до 2022 года (когда оно достигло пика в 600), в прошлом году это число упало до 516.
При этом, по информации EAO, в Европе количество сезонов выросло с 426 в 2015 году до 873 в 2022 году.
Хотя в некоторых странах, таких как Польша, Германия и странах Северной Европы наблюдались признаки спада, в других, таких как Франция и Португалия, а также странах, которые реализовали Директиву ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах, обязывающую стриминговые платформы инвестировать в местные проекты, наблюдаются признаки противоположной тенденции с повышением уровня производства.
Люсия Рекальде, руководитель отдела аудиовизуальной индустрии и программы поддержки медиа Европейской комиссии Creative Europe Media, сказала, что зрителю потребуется 350 лет, чтобы посмотреть весь доступный сегодня контент на стриминговых площадках.
«Это уровень конкуренции, с которым сегодня сталкиваются все медиакомпании в так называемой «экономике внимания»», — сказала она, — Мы видим, что онлайн-кинотеатры становятся более осторожны в принятии инвестиционных решений, потому что главным критерием теперь является не абонентская база, а прибыльность. Мы также видим, что телевещательные компании, которые по-прежнему являются основными заказчиками в Европе, страдают от потери доходов от рекламы».
Победители и проигравшие
Участники также обсудили и сравнили сериалы, заказанные традиционными телевещательными компаниями и сериалы, заказанные стриминговыми платформами. По словам Фонтена, телекомпании более активно поддерживают местный и национальный европейский контент.
Стриминговые сервисы, как правило, концентрируют свои инвестиции на меньшем количестве стран: в их число входят продюсеры из Испании и Великобритании, за ними следуют Франция и Италия, затем Швеция и Польша, а в Германии, странах Бенилюкса и остальной Европе дела обстоят хуже.
Как отметили спикеры, задача состоит в том, чтобы перейти к созданию действительно европейских сериалов. Ключевым моментом также является определение историй, которые могут быть показаны не только в Европе, но и по всему миру.
Насколько сильна отрасль?
Несмотря на новости, предполагающие растущую консолидацию производственного рынка, исследования показывают, что рынок пока довольно разнообразен. Крупные компании по-прежнему создают лишь около 30% от общего количества произведенных часов сериалов, в то время остальную часть занимают независимые студии и более мелкие продакшены.
Новички в этом секторе также представляют собой значительную силу, что предполагает здоровую текучесть кадров в индустрии. Число продюсеров, выпустивших свой первый сериал, составило 43% от числа всех продюсеров и 20% от общего количества произведенных часов сериалов. Доля часов сериалов, произведенных 10 ведущими продюсерами в Европе, не увеличивается.
В ходе дискуссии было озвучено, что ключом к созданию устойчивого бизнеса является получение достаточной прибыли, которую можно инвестировать в развитие новых сериалов и в приток новых проектов. «Следует помнить, что более половины проектов, которые разрабатывают продюсеры, не идут в производство», — сказала Пандора Ганьон да Кунья Телес, продюсер из португальской студии Ukbar Filmes и вице-президент Европейского клуба продюсеров.
Достаточно ли копродукции?
Как отметили участники, количество копродукции в сериалах не растет и ее пока намного меньше, чем в киноиндустрии. Совместное производство проектов между странами, говорящими на одном языке, например, между Германией и Австрией, сокращалось, в то время как количество действительно международной копродукции постепенно растет.
Люсия Рекальде призвала к более широкой концепции сотрудничества, чем просто стандартное совместное производство, включив, например, в работу совместное написание сценариев и совместный препродакшн. «Нам нужно меньше говорить о копродукции, а больше о сотрудничестве, сотрудничестве, которое происходит на стадии написания сценария, стадии разработки и стадии совместного производства, а также – почему бы и нет? – на этапе распространения и продвижения», – добавила она.
— Источник —