Это стоит посмотреть: Театральный спектакль в стиле комикса

«Над пропастью во ржи» — это классическое произведение литературы Джерома Сэлинджера, которое заиграло по-новому на театральной сцене благодаря Петру Куртову. Спектакль посмотрел корреспондент ГИТР-ИНФО Анна Андреева.

                 Дебют молодого режиссера Петра Куртова в Театре Ермоловой.

Актуальная во все времена тема поиска себя и взросления обрела абсолютно новую форму. Цель спектакля – завлечь молодежь, которая не так приближена к театру, как взрослое поколение.

Главная фишка – постановка в виде комикса, всё в спектакле выдержано в этом стиле: звуковые эффекты драк, смех, крики, даже перемещения персонажей по сцене.

Как и в произведении Джерома Сэлинджера повествование идет от первого лица. 17-летний подросток Холден Колфилд пытается найти себя, рассказывая зрителю свою историю. Как он сменил четыре школы, как у него плохо складываются отношения с родителями и учителями, как он пытается бунтовать против старших, бросая учится. В итоге Холден пробует жить так, как ему хочется, он резко попадает в ту самую взрослую жизнь, совсем не ожидая, что там не все так просто. Он сталкивается с ложью, лицемерием, эгоизмом и равнодушием других людей к себе, ведь у тех хватает своих проблем. 

Сцены в спектакле меняются, когда главный герой будто переворачивает страницу (взмах руки, звук шелеста бумаги, все персонажи убегают за кулисы). Внутреннее состояние героев, выражают не актеры, играющие их роли, а специально подобранные персонажи, которые стоят на верхней части сцены и в комиксной манере изображают эмоции, а иногда и внутренние монологи. У зрителя появляется ощущение чтения настоящего комикса. Люди, сидящие в зале, переходят со страницы на страницу, все глубже погружаясь в историю Холдена. 

Несмотря на всю яркость и специфичность постановки, спектакль воспринимается тяжело. Это глубокое произведение, оно затрагивает очень важные темы, с которыми сталкиваются многие. В какой-то момент кажется, что спектакль будто не о чем, зрителю не хватает пояснений. Герой рассказывает свою историю, умалчивая некоторые мысли, которые могли внести больше ясности и дать почву для размышлений. Тема поиска себя многогранна и очень индивидуальна. Вероятно, режиссер оставляет просветы, которые каждый зритель заполняет по-своему. 

В голове Холдена кишат мысли, у него нет стремлений, он не знает, чем хочет заниматься в жизни. И сам по себе сюжет постановки очень скомкан. Быстрые смены сцен, актеры, которые играют сразу несколько персонажей. Из-за этого зритель немного путается и часто теряется, точно также как Холден теряется в своих мыслях и жизненном пути. 

По мере того, как главные герой сталкивается с взрослыми проблемами, он понимает, что единственное, что вызывает в нем хоть какие-то искренние чувства – это дети. «Вся моя работа – стеречь ребятишек от пропасти во ржи».

Весь его жизненный опыт связан с детьми: его сестра, погибший брат, одноклассники в четырех школах, он сам как ребенок, неопределившийся и потерянный. На протяжении всего спектакля дети то и дело появляются на сцене. Режиссер очень тонко видит эту часть жизни главного героя.  Эмоциональные диалоги с сестрой, драки со сверстниками, и самое главное – брат. Холден не может его забыть. Петр Куртов показывает это через постоянные появления Колфилда младшего на сцене. То он пробежит из одной кулисы в другую, громко топая, то вылезет из-под сцены и будет смотреть на Холдена в упор, размахивая бейсбольной перчаткой, пока тот его не заметит. 

Спектакль заканчивается совместным исполнением песни Джона Леннона «Imagine». Композиция отлично характеризует и главного героя, и всю постановку. Комикс — это жанр, читая который, человек много додумывает, фантазирует, представляет. Это необычно и абсолютно уникально. У спектакля открытый финал, собственно, почти как в книге. За исключением того, что у Сэлинджера есть эпилог. Здесь режиссёр оставляет финал за зрителем, дает ему возможность пофантазировать. Но будет ли главный герой счастлив, отойдет ли он от края пропасти? Ответа на эти вопросы в спектакле нет. 

Холден Колфилд – мечтатель, жаждущий объединить мир, зритель – тысячи глаз и ушей, которые способны на большие свершения, достаточно лишь услышать свое сердце и начать следовать своим мечтам. 

You may say I am a dreamer, but I am not the only one, I hope someday you will join us and the world will be as one! (строчки из песни Джона Леннона «Imagine»)

Текст и фото Анны Андреевой, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)