От первого лица: «Женщины Есенина» снова в МХАТе им. Горького

24 сентября 2024 года в МХАТе им. Горького прошел один из самых популярных спектаклей в репертуаре театра «Женщины Есенина». Зрители узнали невероятную историю любви и жизни русского поэта и распутались в его любовном треугольнике. Корреспондент ГИТР-ИНФО Анастасия Абрамова поделится любовными секретами Сергея Есенина и своими впечатлениями о прошедшем спектакле.

«Есенин — это я!»

Вероятно, всенародно любимых поэта в России три — Пушкин, Есенин и Высоцкий. Это поэтическая триада национального культурного кода, которую повсеместно читают, поют, цитируют, которой живут, тоскуют, любят.

Есенинские стихи — разные, звучащие то щемяще трогательным шепотом, то разухабисто звонкой песней, но всегда — письма, обращенные к близкому собеседнику, исповедальные, интимные, с незримой подписью автора — Сережа. Не поэт Сергей Есенин, а просто Сережа, то хулиганистый, то задумчивый, то влюбленный.

Шесть Ж

В центре сюжета — Есенин и шесть женщин, что-то бесповоротно изменивших в его судьбе. Идущий по лезвию ножа, режущий в кровь свою обнаженную душу, Есенин страдал и от бытовой бесприютности, и от всепоглощающего одиночества.

«Ему раздрай в душе нужен — из этого растут стихи», — произносит одна из героинь постановки. Раздираемый противоречиями, Есенин то искал любви, то бежал от нее .

Солнце-Луна. Круги мизансцен 

В основе сценографии «Женщин Есенина» — светящийся круг. Это то солнце, то луна, то вспышки камер, то алое зарево революции, то бьющаяся в скандалах посуда.

Интересная рифма с темой женского и мужского начал — лунного, иррационального и солнечного, рассудочного.

Сцена — вращающийся круг, с одной стороны, приподнятый. События кружатся, перетекают одно в другое: тихая рязанская ночь сменяется городским шумом, умильная семейная сцена — разухабистым разгулом. Эти круги мизансцен зачаровывают.

Потрясающая работа со звуком. Белый шум в ушах и гулкое, вибрирующее в груди сердцебиение — полное погружение во внутренние есенинские монологи. Он читает стихи прямо в вечность. Надрывно, болезненно. Эхо строк обращено ко всем и к никому, оно хлестко рассекает пустоту полного зрительного зала.

Потрясающая работа со звуком 

Белый шум в ушах и гулкое, вибрирующее в груди сердцебиение — полное погружение во внутренние есенинские монологи. Он читает стихи прямо в вечность.

Надрывно, болезненно. Эхо строк обращено ко всем и к никому, оно хлестко рассекает пустоту полного зрительного зала.

Текст и фото — Анастасия  Абрамова, факультет  журналистики  (ДМ11)

           Аксинья Селинская, факультет журналистики МГУ.