1 октября Институт кино и телевидения (ГИТР) посетил генеральный продюсер киностудии КИТ Рафаэл Манасбекян. На его счету такие нашумевшие проекты как «Эпидемия», «Серебряные коньки», «Холоп», «Доктор Лиза», «Огонь», «Чемпион Мира», «Крепость Бадабер», «Собор» и другие известные фильмы и сериалы. Мастер-класс организовал новый мастер ГИТР, взявший первый курс, Георгий Рюмин, работающий в КИТ.
До того момента как Рафаэл занялся кино, он сменил много профессий. Первоначально он был психотерапевтом, но также играл в команде Ереванского медицинского университета в КВН, и не просто играл, а был капитаном команды. Он много работал на телевидении, после чего занялся кино.
Начал своё выступление Рафаэл с того, что никто не знает формулу успешного проекта, ибо если сейчас все продюсеры снимали суперуспешное кино, то они были бы самыми богатыми людьми на планете. По мнению Рафаэла, киносфера, приносит самые большие деньги, — даже IT приносит меньше.
В современном российском кино не нужны спонсоры и меценаты, надо найти правильный рынок сбыта и понять, что ему нужно.
Рынками сбыта может быть кинопрокат, стримминговые платформы, тв-каналы , интернет. Каждый рынок имеет своего зрителя и подстраивается под него.
Даже у телеканалов есть своя аудитория, и, например, сериал для одного канала может в корне отличаться от сериала для другого канала, и продюсер должен это понимать и знать.
Генеральный продюсер, умеющий играть на рынке индустрии человек, тотчеловек, который может понять экономическую стратегию развития индустрии и играть по её правилам.
Да, конечно легко понять, когда ты близко общаешься дружишь семьями с человеком, занимающим высокий руководящий пост на канале или платформе, какой контент ему сейчас нужен. Но если у тебя пока нет таких знакомств, важно понимать как дышит индустрия, и конечно иметь много знаний о кино и быть насмотренным человеком.
Рафаэлу нужно три дня чтобы перечислить все свои любимые фильмы, а главное он знает хорошо их историю, и даже какой фильм вдохновил режиссёра снять его.
Люди, которые ходят и говорят, что среди генеральных продюсеров и решающих людей в индустрии всё поделено и там везде блат, глубоко ошибается. Это также как актёр, который не стал звездой экрана, а потом плачется, что в индустрии один блат.
Знание индустрии, знание всех процессов, происходящих там, может помочь забраться на вершину успеха.
Важная вещь для продюсера-понимание работы всех цехов, особенно если ты генеральный продюсер. Понимание работы цехов, помогает быть продюсеру делать своё дело. Даже если вы возьмёте на проект суперисполнительного продюсера, который отлично сделает смету, а вы в ней ничего не будете понимать, то это будет не ваш проект, а проект исполнительного продюсера. Генеральный должен вникать и быть в курсе каждой мелочи на проекте.
Основополагающую основу любого кино составляет сценарий — не идеи, не истории, а именно сценарий. Идей и историй много, но идей больше, а историй меньше. А вот сценариев очень мало. Сценарием можно назвать историю, где отлично продуман весь аттракцион, выверены все арки персонажей, герои являются живыми, чтобы это можно было пойти и снимать. И любая площадка будет браться за работу именно за сценарий, а не за идею с историей. Если вы вашу идею или историю преобразовали в сценарий, то вы на выигрышном пути, — ваше кино запустится в производство.
В работе с группой, где может быть 270 человек , продюсер должен обязательно прислушиваться к каждому члену и слышать каждого, но вести группы в выбранном им направлении. Получается если предложение члена группы нравится продюсеру в плане движения его намеченных целей, он будет его использовать, если нет, то нет. Но если вы работаете с мастером своего дела, вы должны к нему прислушаться и создать комфортные условия для работы. Так, например, в их проекте, который сейчас снимается на Кубе «Гуантонамера» режиссёр Сергей Мокрицкий во многом прислушивается к актёру Сергею Шакурову, потому что он мастер своего дела.
Вообще российская киноиндустрия , особенно сериальная в счётах бюджетов догнала Голливуд. Бюджеты российских сериалов находятся близко с бюджетами Netflix и HBO. Так бюджеты сериалов «Собор» и «Карамора» близки очень к бюджету «Игры Престолов». Платформы закладывают деньги с девятизначными числовыми значениями для производства нового контента.
Из всего мастер класса можно сделать вывод, что продюсер является движущий силой проекта, который двигает его к зрителю. Да, он может не общаться со зрителями площадки, но должен понимать, что им нужно, чтобы создать для них интересный контент, который все будут смотреть.
Макар Кузнецов, продюсерский факультет ГИТР
Фото автора
—-