Алексей Евгеньевич Квашенкин — репортер, продюсер, автор фильмов. С 2006 года работает на телеканале НТВ. С 2012 года был соведущим программы «НТВшники», корреспондентом «Центрального телевидения» с Вадимом Такменевым, а затем — репортером программы «Итоги дня». С 2018 года Алексей Евгеньевич — корреспондент программы «Сегодня». Лауреат премии «ТЭФИ — Мультимедиа» и МКФ «Циолковский».
С этого года у Алексея Евгеньевича новое почетное звание — мастер первого курса факультета журналистики. О профессии журналиста и преподавательской деятельности он рассказал в интервью корреспонденту ГИТР-ИНФО и, по совместительству, своей студентке Алёне Мкртчян.

Алексей Евгеньевич, что Вас привело в профессию журналиста?
- Я просто хотел стать телевизионным корреспондентом. Моя первая статья вышла в газете «За передовую науку». Это была малотиражка завода «Исток» во Фрязино, я тогда там жил. И это был, если я не ошибаюсь, 5 класс. К нам приезжал космонавт Баландин, я написал отчет о его визите в школу. Такая у меня была ответственная тема. Ну и все: в 90-е стать журналистом было для меня внятной и понятной целью. И в то время телевизионные репортеры были звездами не хуже актеров российского кино того же времени. Я думаю, Татьяну Миткову знали в лицо и узнавали не реже Никиты Михалкова. Мне хотелось быть сопричастным.

Вы с 1998 года (с 19 лет) работаете на телевидении. За это время какие моменты стали для Вас любимыми, а что надоедает и кажется скучным?
- Надоедает больше всего расшифровывать тексты, я очень счастлив, что нейросети сейчас облегчили эту работу, потому что мое такое страшное воспоминание — это, когда тебе надо расшифровать несколько часов исходников, у тебя только кассеты, просмотровая одна и единственное время для тебя как для младшего сотрудника осталось в три часа ночи. И вот ты в три часа ночи приезжаешь на работу просто для того, чтобы прослушать отснятый материал и расписать таймкоды синхронов. Вот эта часть работы меня убивала всегда, я ее ненавидел и ненавижу до сих пор. Слава нейросетям!
А что больше всего нравится?
- По-разному. Но я всегда завидовал большому кино. Почему там, в фильме картинка такая яркая, красочная, а ты работаешь с крутыми операторами, и не получалось снять так же эффектно. Мы знаем, что реальность порой подкидывает истории гораздо ярче и необычней, чем могут придумать сценаристы. Тем более, что некоторые фильмы снимаются на реальных событиях, и я этот жанр очень люблю. Вот, например, как история про спасение мужчины на катамаране. Люди два с лишним месяца продрейфовал в море, выжил только один и сейчас его спасли. Я не удивлюсь, если потом снимут фильм. Но в какой-то момент ты начинаешь снимать сюжеты и фильмы, про которые говорят: «Да ладно!». Вот это, наверное, самое, неформулируемое четко чувство, самый кайф от работы. Когда ты можешь удивить зрителя и доказать, сколько ни хоронили телевизоры и сколько бы раз его выкинули якобы, а все равно ты еще можешь сделать что-то, что человек посмотрит и скажет: «Вау!»

Если бы у Вас была возможность поговорить с собой девятнадцатилетним, только начинающим свой путь в журналистике, чтобы вы сказали себе?
- Чтобы в 2004 биткойнов прикупил. Если серьезно, каждый человек на своем жизненном пути совершает много ошибок. Мои ошибки были, напрмер, в том, что я долго боялся идти в кадр. И этот момент наступил для меня сильно позже других авторов. И, второе, наверное, я порекомендовал бы себе не зажимать себя в рамках одного жанра. То есть двигаться не по той траектории, которая получалась, а самому эту траекторию выбирать. Тогда бы, я думаю, к тому результату, к которому я пришел какое-то количество лет назад, я мог бы прийти вплоть до того, что на 10 лет раньше. Всегда у каждого человека есть сожаления об упущенном времени, об упущенных возможностях. Ну, наверное, что-то такое я бы себе посоветовал: «Чувак, давай быстрее иди к успеху, не тяни так долго!»
Есть ли у Вас какой-то ориентир, человек, на которого Вы равняетесь в работе журналистом?
- Из тех, кто работает в кадре, кто произвел на меня сильное впечатление, я, конечно, обожаю Брайана Кокса (британский физик, документалист, популяризатор науки). На мой взгляд, это человек, который обладает феноменальным качеством: умеет объяснять сложные вещи простым языком. Для меня, часто работающего в научно-популярном жанре, это ключевое умение, ключевой скилл. Тем интереснее, он это делает, имея колоссальные, невообразимые по нашим меркам бюджеты, но при этом умудряется объяснять буквально на пальцах: палочками, камешками.
- Второй мой кумир — это Павел Клушанцев. Человек, который, на самом деле, не имеет никакого отношения к журналистике. Советский, ленинградский режиссер. Снимал документальные фильмы, но о будущем: о покорении космоса, о дальних планетах. Он снял художественный фильм «Планета бурь». И вот это постановочно-фантастическая документалистика, которую он делал тогда на потрясающем уровне, сопоставима с Голливудом того времени. Ведь сам Роберт Скотак, мастер по спецэффектам, который работал с Кэмероном, приезжал в Россию специально, чтобы получить материалы и наработки Клушанцева. И Джордж Лукас, когда посетил Россию, первое, что спросил у принимающей стороны: «А можно мне с Клушанцевым встретиться?»
А еще, это скорее в плане навыков и того, как за меньшие деньги добиваться большего результата — голливудский режиссер и продюсер Джеймс Кэмерон. Потому что, его работы в ограниченных бюджетах своих дебютных фильмов, это для меня образец того, как можно выкручиваться. И многие какие-то его характерные фишечки, съемочные хитрости, — я вообще очень люблю тащить из художественных фильмов что-то в документалистику или даже в новостные сюжеты. Временами это получается. Когда не получается, ну это просто не доходит до эфира. Но, тем не менее я уверен, что художественное кино очень важную роль играет в том числе и в создании кино документального.
С этого года вы мастер на первом курсе у журналистов, как Вы на это решились, что Вас подтолкнуло заняться преподавательской деятельностью?
Эта история давно уже назревала, потому что в ГИТРе работает огромное количество моих коллег, которых я безумно уважаю и нежно люблю. Это декан операторского факультета Роман Минлишев, это мастер и моя коллега по программе «Итоги дня», Анастасия Пак и это Павел Селин, замечательный автор. Сейчас целый выводок его студентов премии буквально гроздями собирают. С ним мы работали еще в «Программе Максимум», а еще были соведущими. То есть все эти люди, которых я очень давно знаю и уважаю, вот они здесь. И однажды кое-кто из них позвал меня сюда. Я пришел и не жалею об этом.
А как Вам удается совмещать работу на телеканале с преподаванием в ГИТРе?
- Я нарабатываю материал, я по факту иду вместе с вами, своими студентами, по вот этому курсу. Заранее написать материал на год вперед, может кому-то и под силу, но я понял, что мне не хватит ресурсов. У меня сейчас минимум один выходной проходит за подготовкой лекции: смотрю, что на эту тему писали другие, я анализирую свой опыт, все описываю, структурирую. Мне это все очень непривычно, но очень интересно. Во-первых, наблюдать за тем, как эволюционируете вы, студенты. Я верю, что у нас с вами, при вашем старании и моем желании нам помочь, все получится.
Что Вы хотите дать своим студентам?
- Я готов делиться своим опытом, все, что знаю, все, что умею, я хочу передать вам. Главное, чтобы это все вы смогли потом применить. И для меня сейчас главный стимул, главная мотивация — это то, что вы работаете. Вы выполняете задания, вы стараетесь. Я прямо вижу, что кто-то учел то, что я сказал на лекции и написал соответственно. Я такой: «Мой чувак!». Это классно, прямо обожаю. Незнакомое для меня абсолютно чувство, вы первые люди, которых я чему-то учу. У меня есть сын — понятное дело, я передаю ему свои знания, но именно вне семьи делиться опытом — это очень необычно.
А каков, на Ваш взгляд, идеальный журналист?
- Нет такого. Есть люди хорошие, милейшие в жизни, но они «не тянут» в профессии, слабые. Есть люди с отвратительным характером, но они великие журналисты. Есть прекрасные документалисты, а есть люди, которые хороши на коротких дистанциях, в форме новостного репортажа. Кто-то любит работать на паркете, ну в смысле делать политические сюжеты, пуловские репортажи, кто-то любит криминал. Жанр, которым я накушался в свое время. Больше не хочу.
Но, наверное, есть какие-то базовые вещи, которые отличают плохого журналиста от хорошего. Это то, без чего в принципе не возможна никакая работа, связанная с написанием текста: это умение видеть, умение наблюдать, ухватывать самую суть и изложить так, чтобы другому человеку было понятно и интересно. Это, наверное, ключевые качества. Многому можно научиться и научить. В принципе, я думаю, что нет такого человека, который бы не смог в итоге стать журналистом на хорошем профессиональном базовом уровне. Конечно, хотелось бы, чтобы к этому прикладывался литературный талант, а это начитанность; опыт визуальный, а это насмотренность, это много просмотренных документальных фильмов, работ коллег, работ конкурентов, работ тех, кто вне твоего информационного пузыря. Эта работа творческая по визуалу, а значит надо смотреть художественные фильмы, читать сценарии. Это все комплексно. То есть журналист хороший, по большому счету, состоит из одного качества — это постоянная обучаемость, постоянное самосовершенствование.
Ну и в финале несколько философский вопрос. Нам его задавали на собеседовании при поступлении в ГИТР. Мне интересно, как на него ответите Вы, человек, который в профессии больше 25 лет. Журналистика — это ремесло или искусство?

- Нет для меня такого разделения. Безусловно, это и ремесло, и искусство. Искусство, потому что это творческая профессия. Если ты не испытываешь кайфа от того, что ты можешь придумать что-нибудь эдакое, какой-нибудь заход, какой-нибудь спецэффект, оригинальный стендап, крутой вопрос в интервью, тогда не очень понятно, зачем ты вообще это делал?
- Просто деньги зарабатывать? Есть более прибыльные профессии. Просто потому, что это престиж? Ну давайте на чистоту, журналистика сейчас во всем мире переживает не самые лучшие времена: высокая конкуренция, низкая планка входа, потому что любой может назвать себя журналистом, начать вести собственный блог, не являясь по сути таковым. Но, с другой стороны, мы знаем настоящих профессионалов, которые не состоят ни в каких ассоциациях, не работают ни на какую газету, но они являются крутыми журналистами. Потому, что для них это не просто ремесло, не просто зарабатывание денег. Если люди профессий, максимально далеких от творчества, которые находят способ выразиться. Как тот дворник, который зимой начинает метелкой во дворах фигурки животных на снегу классно рисует. Если уж он смог, то как журналист может не найти творчества в своей работе? Мне кажется, это должно быть по умолчанию.
Интервью взяла Алёна Мкртчян, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
Фотографии во время интервью — Злата Андреева, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11), остальные фото из личного архива Алексея Евгеньевича Квашенкина.
——
