
Выпускница Института кино и телевидения (ГИТР) Катерина Разворотнева стала победительницей кинофестиваля “Крылатый Барс” в номинации “Студенческий игровой фильм”.
“Он будет жить в твоем сердце, пока ты о нем помнишь!”
Фильм “Пеларгония” – это история о маленьком Кирилле и его бесконечной любви к дедушке. Он заменил мальчику отца. Мама настаивала на строгом воспитании сына, но дедушка придумывал яркие истории для игр с внуком. Так, по пути в школу, палка на улице могла стать мечом для победы над трехглавым драконом, а обычный обед — подкреплением перед боем с вымышленным чудищем. Внезапно дедушки не стало. Той ночью мальчик проснулся от того, что по коридору ходят люди. Мама сидела на кровати, а дедушку Кирилл найти так и не смог.
Катерина в работе показывает, как ребенок справляется с утратой самого близкого человека, как общее дело, которому дедушка научил дочь и внука, объединило их и помогло пережить сильные потрясения.
Корреспонденту ГИТР — ИНФО Юлией Цветаевой Катя рассказала о том, как появилась идея, как проходили съемки, а также о своих планах на будущее.
- Как ты решила стать режиссером и попала в ГИТР?
Мне всегда нравилось снимать, фотографировать, с самого детства. В семье ходит легенда, что на свой девятый день рождения я попросила видеокамеру. Сама я этого не помню. Да, у меня действительно была видеокамера. И потом появился компьютер, я научилась монтировать. Мне это все очень нравилось! В школе я делала школьное ТВ, сама, с нуля, организовывала всякие концерты. Была творческой натурой. Вот и, собственно, когда я узнала, что есть профессия режиссер, я и решила податься в эту сферу.
Я из Воронежа, там таких ВУЗов нет, поэтому выбор был между Москвой и Питером. Экзамены совпадали, надо было что-то выбирать. Одновременно было очень тяжело везде попасть, в разные города, поэтому подалась в Москву, в ГИТР. Подавала уже в последние потоки, всё прошла и поступила. Собственно, начала учиться, как-то так, поэтому тут ничего особенного нет, все прозаично. Я закончила ГИТР в этом году. Сейчас я работаю в «Фоксфорде» и в видеопродакшене режиссером.
- Тема твоей работы на самом деле очень серьезная и тяжелая. Почему выбор пал именно на нее?
Тема переживания утраты близкого человека ребенком — непростая. Очень тяжело говорить о смерти даже взрослым людям. А что уж говорить о том, как тяжело это делать с детьми.
Как это вообще родилось? Надо было снимать диплом, я села, открыла свои записи, посмотреть, что же такого у меня есть в идеях. Изначально, все пошло не от какого-то глубокого смысла, а довольно от поверхностной идеи. Она была в том, что я хочу показать анимацией воображение ребёнка. Я начала думать, в какой истории может фигурировать такая тема.
Я не могу снимать в своем кино, то, что мне незнакомо по ощущениям, то, в чем у меня нет опыта. Конечно, я обратилась к своим внутренним чувствам, и отчасти это история, основанная на личных переживаниях, на личном опыте. В моей жизни тоже была такая история. Герою семь лет, в моей же жизни это случилось, когда мне было пять. И тоже это всегда было про какую-то игру воображения. Он был учителем, был таким сказочником, был просто прекрасным человеком.
Я еще помню свои ощущения после его смерти. Мало кто объясняет, скорее даже редко, что вообще случилось. Никто не говорит напрямую: “Он умер”. Очень часто это бывают абстрактные выражения: “Он на небе”, “Он улетел”, еще что-то. Но нужно прямо говорить с детьми о смерти.
Дети действительно не могут разобраться, что произошло, пока им не объяснить. Они не понимают, почему взрослые так реагируют, не понимают, как смерть близких правильно переживать, и самое главное, никто не говорит, что нужно переживать ее вместе.
В этой истории и мальчик, и мама помогают друг другу пережить смерть — для мальчика дедушки, для мамы ее отца. Понятно, что вначале мама сама в шоке, и ей очень трудно сказать эти страшные слова сыну. Это ужасно, это очень страшно. И она срывается на мальчика тоже не из-за злости какой-то, а потому что сама не может справиться со своими эмоциями. И тут как раз он ей, а она ему помогает преодолеть это, вместе можно и нужно переживать страшные потрясения, какие-то грустные, ужасные события.
В этом фильме есть какие-то очень важные для меня, даже биографические, моменты. Слова мамы, которые для меня являются ключевыми, когда она говорит мальчику: “Дедушка будет жить в твоем сердце, пока ты о нем помнишь”. Это то, что когда-то мне сказала моя мама. Есть фразы, которые остаются с нами на всю жизнь.

- Почему ты назвала фильм «Пеларгония»? Здесь роль играет значение цветка или это тоже из твоей истории?
Да, это личная история, мой дедушка выращивал розы. Но дальше встал производственный вопрос, потому что мы понимали, что выращивать розы в квартире, странно и довольно сложно. Нужно было бы оборудовать для этого какой-то парник (ха-ха), чтобы выращивать розы в квартире. Производственно мы могли найти только квартиру. Потому что упираемся в бюджет. Это все еще студенческое кино. Мы стали думать, какой цветок можем использовать, чтобы он был метафорой, чтобы у него была и какая-то интересная история, которую можно развить. Чтобы он был довольно неприхотливым, но при этом красивым, цвел обязательно, то есть это не мог быть фикус. И, в принципе, мы быстро нашли этот цветок. Это герань. Еще важно, что герань очень часто выращивали в Советском Союзе. Пеларгония — это белая герань. В принципе, для истории не важно, какой это будет цветок. Главное — сам посыл, цветок — это мостик к воспоминаниям о дедушке, мостик к тому, чтобы прожить эту травму через уход за цветами, повторять то, что делал дедушка, и в этом найти успокоение и принять его смерть. Значение цветка именно в этом. Ну и пеларгония еще красиво звучит, по-гречески.
- Давай поговорим немного о производственных моментах. Как ты подбирала актеров?
Нам было очень важно найти главного героя, мальчика. Это было самое страшное, так сказать, пугающее и тревожное, потому что с детьми я на тот момент еще не работала, как режиссер. И очень важно, чтобы ребенок не переигрывал, когда детей начинают заставлять наигрывать какие-то эмоции, из этого может выйти «Ералаш». Поэтому должен быть либо очень талантливый ребенок-актер, который сам как-то все считывает и понимает, либо это должен быть просто подходящий типаж.

Нам очень повезло, на кастинг первым зашел Родион Племенов, главный герой, прекраснейший мальчик, вообще изумительный, он зашел с папой, и папа сразу сказал: “Я постою за дверью”. И мальчик, вообще не стесняясь, не боясь, начал с нами болтать. Я рассказала ему основной сюжет. Спрашиваю: “Что ты об этом думаешь?” Он говорит: “Да, это очень грустно” И начал что-то рассказывать, я вижу, что он понимает, о чем это, он прям вжился в эту историю. Говорю: “Ну ладно, а давай попробуем почитать, как у тебя с чтением?” Он такой: “Ну я медленно сам прочитаю”. Потом мы попробовали почитать, и он удивительно просто так свободно, естественно смотрелся на камере.
На роль мамы актриса уже была, я очень хотела ее на эту роль, мы с ней до этого разговаривали. Вера Марченко очень хотела поучаствовать в этом фильме. Мы ее позвали, и тут я смотрю, что они (с Родионом – прим. автора) и внешне похожи. Она сама мама, у нее есть сын, и, соответственно, она много что понимает внутренне.
Найти возрастного актера на роль дедушки было сложно. Мы пошли по театрам, по знакомым, и, собственно, предложили Владимиру Мошарову. Он прочитал сценарий, сказал, что эта мысль ему близка. Мы встретились все вместе, втроем, провели читку. И мне понравилось, как выглядит эта троица актеров. Они действительно выглядели органично. Собственно, так мы их и выбрали.
- Были какие-то сложности во время съемок?
Где-то мы в тайминг не попадали, где-то у нас дождь пошел, хотя так хотелось солнца, и ничего с этим не поделать. Просто приходилось смириться с тем, что будет дождь!
Но это все производственные мелочи. Мы снимаем студенческое кино, понятно, что это не на суперпрофессиональном уровне, хотя мы очень к этому стремились. Атмосфера на площадке была прекрасная, это самая добрая площадка, на которой я вообще была в своей жизни.
- Что для тебя значит эта победа на фестивале? Как ты узнала о ней и какие ощущения испытала?
Это первая моя победа на каком-либо конкурсе. Очень приятно, неожиданно. Я узнала, открыв сайт. Конечно, сразу всем написала: актерам и команде. Главное ощущение, что все не зря, это было не зря! Безумно рада за команду, наверное, даже важнее не для самой себя победа, а то, что наша работа победила. Пока это один фестиваль, но я надеюсь, что будут и другие. Не зря люди это оценивают, ценят и это круто. Вот, поэтому ощущения, конечно, очень радостные

- Какая твоя самая большая мечта?
Раньше моей мечтой было просто снимать кино. Сейчас я могу сформулировать её так: снимать правдивое кино о людях, которое вызывает у зрителей чувства и эмоции.
- Над чем ты работаешь сейчас?
Я пока занимаюсь реализацией уже снятого фильма, потому что это тоже, на самом деле, большая работа. Я сама продвигаю его на фестивали. Это занимает много времени и мыслей. Но в планах продолжать снимать. Пока у меня есть идеи короткометражных фильмов, которые я сейчас еще вынашиваю. Они во мне вызревают. Конечно, очень хочется когда-нибудь снять полный метр. Но я понимаю, что это довольно сложно, и к этому надо идти. Поэтому идем небольшими шагами, но идем.
Интервью взяла Юлия Цветаева факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)
Фото из личного архива Катерины Разворотневой
—