Артем Гардичёв — студент 4 курса режиссуры кино и телевидения (ГИТР), направление режиссер-документалист. Участник команды проекта «Телемания 2023» и создатель собственного развлекательного шоу. С ним пообщалась корреспондент ГИТР-ИНФО Полина Лебедева.
- Что для тебя режиссура?
— Надо сказать, что режиссура – это большая манипуляция, в хорошем смысле этого слова. Режиссер всегда старается воздействовать на зрителя, он создает атмосферу, чтобы у зрителей родилось переживание. Не важно на чем оно будет основываться: это реальная история, как в документальном фильме или вымышленная — в игровом. Еще режиссура – это способность поднимать зрителя над горизонтом бытия. Это действительно так: когда смотришь фильм, то ты как будто бы отключаешься от внешнего мира, так как целиком и полностью сконцентрирован на той истории, которая происходит на экране.
- Сейчас ты учишься на 4-м курсе факультета режиссуры. Расскажи, почему выбор пал именно на это направление?
В детстве я часто проводил время с родными. Собираясь вечером у бабушки, я выстраивал всех вокруг себя и говорил – «Так, давай ты сейчас скажешь это, а ты выйдешь оттуда!». У нас был тогда старенькая камера, на которую мы все это снимали. Плюс ко всему я очень любил смотреть домашние видео. У нас было много кассет, де были запечатлены моменты из жизни, застолья, приезд родственников. Сейчас я понимаю, что для меня все это было как документальный фильм. Потом, учась в школе, я начал делать видео коллажи из фотографий, потому понял, что туда можно вставлять видео и текст и сделать фильм. Это были первые любительские короткометражки с использованием семейного архива.
- Как ты узнал про ГИТР и почему выбрал именно этот вуз для получения образования?
— В начале 11 класса мы с семьей много раз говорили на тему, кем быть и куда поступать. Конечно, душа у меня лежала к актерству, я много лет занимаюсь этой деятельностью, и, собственно, планировал поступать в театральный институт. Но я нуждался во мнении со стороны. Необходимо было понять, в какие институты реально и нереально поступить. И у папы на работе через знакомых знакомых мы вышли на российского актера Андрея Смолякова. Он посоветовал несколько институтов – школа-студия МХАТ, Щукинское училище и ГИТР. Пообщавшись с ребятами, которые пытались поступить в эти два театральных вуза, я понял, что это будет очень сложно из-за вступительных испытаний. Я засомневался в себе, немного испугался. Тогда я решил познакомится с ГИТРом. Открыв информацию об институте, я увидел вещь, которая меня подбодрила и, можно сказать, дала гарантию. Было написано, что 90% абитуриентов, посещающих курсы, поступают, и 90% обучающихся в дальнейшем трудоустраиваются. Я год ходил на курсы, где готовили к вступительным и ЕГЭ. Конечно, в процессе поступления я нервничал, потому что никогда нельзя быть уверенным на 100%. Но все получилось!
- Расскажи про свои первые впечатления от учебы.
— 1 курс был для меня ярким, насыщенным и невероятно увлекательным. Это был переслащенный сироп. Мы снимали очень много разных жанров и форматов. Было действительно интересно. В школе я зачастую занимался тем, чего не хотел, математика, физика. А тут представили дисциплины, где одна лучше другой. Но эйфория от первых пятерок и новых знакомств расслабила меня, что потом отразилось на 2-м курсе. Нужно было снимать работу, а я дотянул все до последнего. Эта ситуация меня отрезвила и вернула тот стержень, который был изначально. Исчезли розовые очки, и я начал подходить к делу с умом и ответственностью. Это послужило для меня уроком.
— 2 курс дал мне новые знания. Я понял в чем прелесть документального кино. Документалист сразу готов снимать, у него есть персонаж, большая погруженность в реальность. Реальность иногда бывает сильнее многих сюжетов, придуманных сценаристом.
— 3 курс. Появляется новый масштабный предмет – многокамерная съемка. С первых занятий мы с одногруппниками поняли, что за ток-шоу отвечает не 1 человек, а 51. Возможно на тот момент я не до конца понимал, что нужно делать, но понимал, что нужно хвататься за любую возможность поучаствовать в этом процессе. При распределении на режиссеров телевидения, я был одним из первых, кто записался. Режиссер ТВ – это человек, который сидит за пультом и переключает камеры, при этом руководя операторами. Как говорится – первый блин комом. Но для меня главное было начать.
- У тебя на странице в ВК я узнала про разработку собственного шоу в рамках ГИТРа и про твое участие в «Телемании». Расскажи про каждый проект по подробнее!
Наш педагог предоставил список должностей на новогоднее ток-шоу и «Телеманию». На тот момент я плохо представлял себе требования конкурса, но решил, что это будет отличным опытом за стенами ГИТРа. Подготовка к фестивалю шла кропотливо. Мы приезжали в Останкино, осматривали локации, чтобы четко понимать свои цели и задачи. Сейчас я понимаю, что это было испытание. Меня и моего товарища записали как ответственных за две работы: управление камерами и введение трансляции происходящего за столом совещания. Было неожиданно и очень приятно. Нам доверили сверхсовременный сенсорный пульт. Мы получили огромное удовольствие от работы с новым оборудованием, получили важный опыт.
На самом фестивале мандраж конечно же был, даже несмотря на то, что с командой все было тысячу раз отработано. Каждый раз, как в первый. Конечно, были ошибки, неточности, но, в общем и целом, я считаю, что мы справились. Главное найти самообладание.
Опыт невероятный и интересный. Я подошел к педагогу и поблагодарил его за то, что он верил в нас, на что получил ответ: «Вы доказали, что вы можете, что вы молодцы».
- Какой бы проект хотел возглавить?
— Я не могу сказать однозначно, чего бы я хотел. Я бы мог сказать, что хочу снять документальный фильм про одинокого человека: чем он жил и живет сейчас, о чем думает. Запечатлел бы трагическую судьбу человека.
- Ты упоминал про свою игру в театре. Расскажи, ты и сейчас занимаешься актерской деятельностью?
— Я играю с 2017 года в творческом объединении «Свеча» в Муниципальном учреждении культуры «Дворец культуры «Октябрь»». Художественный руководитель – Елена Васильевна.
- Назови топ 3 своих любимых режиссерских работ и поясни, почему именно они тебя зацепили?
- Эльдар Рязанов «Гараж».
Фильм привлек построением мизансцены. Рязанов перенес все происходящее в одно место. В фильме соблюдены три принципа классицизма: единство времени, места и действия. А меня всегда привлекали такие кинокартины. К тому же в фильме прекрасней актерский состав: Бурков, Мягков, Немоляева.
- Георгий Данелия «Осенний марафон».
Кинокартина привлекла неординарностью. Не видел до этого советских фильмов с точки зрения драматичности. Здесь заложено большое количество смыслов и ассоциаций. Чего стоит финальная сцена, где герой убегает в никуда. Актерский состав, тонкий юмор, атмосфера. В этом фильме я для себя обнаружил не художественность, а документальность. Зацепила естественность.
- Джеймс Кэмерон «Титаник».
Этот фильм я готов смотреть бесконечно. Каждый раз выделяю для себя что-то новое. Мне никогда не было интересно следить за любовной линией. Меня привлекали обстоятельства как с точки зрения истории, так и реализации. Я считаю, что, если режиссер способен вызвать эмоцию – это хороший режиссер.
Интервью взяла Полина Лебедева, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
Фото: из личного архива Артема Гардичёва
—-