От первого лица: Ко Всемирному дню балета — Ольга Жемчужная о работе в Большом театре

2 ноября по всему миру отмечается День балета! По случаю праздника корреспондент ГИТР-ИНФО Валерия Зырянова взяла интервью у балерины Большого театра и главного балетмейстера ансамбля имени Дунаевского – Ольги Жемчужной.

  • Ольга, вы выступали в Большом театре. Расскажите, как вы туда попали?

— У нас в академии со второго класса была практика в Большом театре. Все детские роли давали нам. Потом 11 лет там и танцевала во всех спектаклях.

  • Какие у вас были ощущения, когда вы выходили на сцену именно в Большом театре?

— Эти ощущения невозможно передать, дух захватывает. Когда стоишь на сцене, перед тобой этот золотой зал, всё сверкает, переливается. Ни с одной сцены такого не увидишь.

  • А по сравнению с какой-нибудь другой сценой, это страшнее? Больше ответственности появляется?

— Так как танцую с детства, я никакой сцены вообще не боюсь. У всех этот страх индивидуален, но у меня его не было никогда.

  • Расскажите о том, как вы готовились к выступлениям. Может были какие-нибудь ритуалы?

— Ну, помолиться надо было обязательно. Сначала молишься, чтоб не помереть от напряжения, а потом – чтоб на сцене не облажаться. Хореографы так ругались на нас, так орали – это было самое особенное наставление. Помню, что все стояли на сцене, и педагоги могли как-то грубо делать замечания. Те, у кого слабая психика, рыдали, а вот я нет. Я очень спокойна была в такие моменты.

  • Ольга, с чего для вас начинается балет?

— Можно долго размышлять над этим вопросом, но на самом деле ответ прост: всё начинается с желания.

  • Что самое сложное в карьере балерины?

— Самое сложное – это уметь трудиться, потому что всё остальное только радует. Также, многие не выдерживают требуемой дисциплины. Ты должен понимать, что, идя в балет, ты будешь каждый день стоять у станка и думать, что ты сейчас умрёшь. Неважно, в каком ты состоянии, болеешь, не болеешь.

  • Какие качества по вашему мнению необходимы для успешной карьеры в балете?

— Трудолюбие и талант, безусловно.

  • А без таланта возможно построить карьеру?

— Наверное, трудолюбие на первом месте. У меня были наглядные примеры, когда у человека не было данных, но было желание. И со временем всё получилось.

  • Как думаете, у вас изначально был талант?

— Конечно! На том и погорела! Когда все дети плакали на занятиях, для меня всё было легко. Тогда я всё больше и больше ценила свой талант.

  • А как вы относились к критике? Не обращали внимание?

— Меня просто мама с папой так любили, говорили, что я гениальна, так хвалили, что я никому и не верила. Вот помню, все сядут вокруг меня: «Ой, смотрите как она делает!». И я как давай стараться. В общем, часто в пример ставили.

  • Как вы адаптировались к жизни после завершения карьеры в Большом театре? Чем вы сейчас занимаетесь?

— Сейчас я преподаю балет, и каждый урок для меня, как спектакль по энергетике. Я чувствую, что отдаю людям свою энергию, а они мне её возвращают своими результатами и хорошим настроением. Мне всё очень нравится.

  • Какие советы вы бы дали молодым танцорам, которые хотят построить балетную карьеру?

— Я придерживаюсь такой философии, что у каждого свой путь. Человек должен сам его искать. Если это дело его, то всё получится и так. Если не его – обстоятельства сложатся так, что танцевать он не будет. С технической стороны, важно хорошо разогреваться перед занятиями, серьёзно относиться к своему здоровью. Самое главное, ко всему относиться спокойно и не зацикливаться, если что-то пошло не так, как планировалось. Балет – хорошо, но если что, можно и без балета прожить. В мире столько всего интересного!

Интервью взяла Валерия Зырянова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)

Фото из личного архива Ольги Жемчужной