Елизавета Лукьянчук — студентка четвертого курса факультета журналистики Института кино и телевидения (ГИТР). Занимается фотографией и созданием документальных фильмов. Сняла документальный фильм «Сыск в большом городе» о том, кто он, современный Шерлок. Работа была отправлена на фестиваль «Телемания» и попала в номинацию Лучший Web – проект.
- Что вдохновило тебя на выбор темы?
Ну, мне всегда нравился детективный жанр, причем не только сам запутанный сюжет, но и то, как он рисовался в моей голове, этот мир был просто безумно привлекательным! Я вообще фанат эстетики нуара, обожаю черно-белую картинку, вечерние огни, полумрак, осень и все разновидности теней. В сентябре прошлого учебного года, а это значит в начале «нуарного» сезона, детективы в виде книг и фильмов естественным образом пришли в мою жизнь, как это происходило каждую осень. Но, так как я тогда в самом экстренном режиме искала тему курсовой работы, все, что попадало в мою голову первым делом проходило таможню вопросом «может ли это стать темой моего фильма?». И я задаюсь вопросом, о том, как частные детективы выглядят в реальном мире? Как выглядит их работа, где этому учат, насколько это законно, и похожи ли они на легендарного Шерлока? В общем, детективная романтика накрыла меня с головой, и я начала искать тех, кто мог бы стать проводником в мир реальных расследований.
- С какими трудностями ты столкнулась?
Три года учебы в киновузе и участие в разных медиапроектах четко дали мне понять, что не надо бояться трудностей на съемках, потому что любая съемка и так состоит из проблем и задач, которые надо решить, чтобы что-то получилось. Сначала немного пугает, но, когда начинаешь действовать, понимаешь, что самое бесполезное сейчас – это стоять на месте и бояться, а как только отбрасываешь эти две вещи, все сразу становится сильно проще. Я к тому, что трудности это совершенно нормально, и всегда очень увлекательно! Съемки как раз прекрасны тем, что с таким количеством нестандартных задач на один квадратный метр вы точно нигде не столкнетесь!
И, хотя у меня была очень крутая команда, «Сыск» мы снимали, как говорится, изо всех сил: никогда не было достаточно времени, оборудование еле влезало в лифт (если везло, и он был), герои слетали, новые соглашались в последний момент, а стендап с переодеванием снимали в день, когда прогноз погоды звучал так: «Будьте осторожны! Сегодня в Москве сильный снег и ледяной дождь». В любом случае, все трудности участвовали в создании «Сыска», а значит, мы неплохо поработали, и я очень им благодарна.
- Почему решила участвовать в фестивале «Телемания»?
Я всегда гордилась тем, что такой масштабный и яркий фестиваль организовывает институт, в котором я учусь, но было ощущение, что до участия в «Телемании» надо дорасти. После защиты курсовой я решила, что это та работа, с которой я хотела бы поучаствовать.
- Как выбирала героев для своего фильма?
Просто выбирала лучших из существующих.
- Расскажи о процессе исследования. Какие методы ты использовала для сбора информации и подготовки к съемкам?
Я хорошо понимала специфику работы книжных и киношных детективов, но, когда начала изучать тему, то поняла, что в работе реальных сыщиков я не разбираюсь совсем, и почти все мои представления о ней – ложь. Поэтому романтизированный образ детектива здесь больше помешал, чем помог. Я изучала законы, находила в интернете реальные и не очень истории детективов, но самую ценную информацию о такой секретной и не совсем легальной профессии, конечно, узнала из личных бесед с ее представителями.
- Какой совет ты могла бы дать другим документалистам, которые хотят поработать над подобными проектами?
Я думаю, что у меня пока нет столько достижений и опыта, чтобы давать советы, поэтому могу просто сформулировать свой вывод, касаемо съемок документального кино: я этим занимаюсь, ради того, чтобы все получилось, могу ни спать, ни есть, сколько угодно идти пешком и так далее, в общем, делать все возможное, лишь бы это как-то помогло в создании фильма, но главное то, что все это «закулисье» мне ещё и нравится, хотя бы потому что временами это очень весело!
Интервью взяла Полина Кочетова, факультет журналистики ГИТР (группа ДМ11)
Фотографии: Яким Парахин, 2 курс операторского факультета ГИТР
—