От первого лица: Павел Платонов об искусственном интеллекте в ГИТРе

Руководитель информационно-технического отдела и преподаватель ГИТРа Павел Олегович Платонов ответил на вопросы ГИТР-ИНФО про ИИ и дал свою оценку его участию в жизни института.

  • Почему вам интересна тема искусственного интеллекта? Что в этом привлекает? 

На самом деле темой искусственного интеллекта я интересуюсь достаточно давно. Он привлекает меня своей многогранностью и огромным потенциалом изменить нашу повседневную жизнь на самых разных уровнях. Меня восхищает, как ИИ стал невидимым, но неотъемлемым компонентом множества аспектов, с которыми мы взаимодействуем ежедневно. Есть несколько направлений, которые лично меня вдохновляют — это и генеративная музыка, где алгоритмы на основе нейронных сетей могут создавать уникальные музыкальные композиции и виртуальные ассистенты в телефоне, ведь искусственный интеллект буквально в наших руках — это наши смартфоны с голосовыми помощниками. 

Что особенно привлекает, так это способность ИИ обучаться, адаптироваться к нашим привычкам и предпочтениям, делая взаимодействие более персонализированным. Последнее время виртуальных ассистентов в моем телефоне заменил «ChatGPT» с функцией синтеза человеческой речи и именно он помогает с какими-то очень странными запросами. ИИ для меня — это возможность осмыслить, как человек и машина могут вместе создавать новое и лучшее будущее. Например, представьте, что ИИ управляет всеми умными устройствами в вашем доме: освещением, музыкой, термостатом, но делает это не сухо и формально, а с ноткой юмора или творческого подхода. Вы приходите домой, а искусственный интеллект приветствует вас забавной фразой, включает любимую музыку, но может внезапно предложить что-то новое — «Сегодня пятница, может, попробуем готовить под death metal?». Этот элемент “партнёрства” с технологией, которая делает бытовую рутину легче, а жизнь чуть более весёлой, может быть очень привлекателен.

  • А как часто можно применять искусственный интеллект в видеомонтаже? Чем это может помочь?

  Только сегодня Adobe представило очень много новых функций по использованию ИИ в монтажных программах. Это и добавления прероллов (часть материала, которая идет перед обозначенной рекламной начальной точкой клипа – прим. автора), видео, которых раньше не было в исходниках, дополнительные возможности масок и выделения объектов на видео для последующего трекинга. В DaVinci Resolve с помощью искусственного интеллекта можно делать расшифровки текста и монтировать, просто удаляя ненужный текст, в Final cut можно делать более точный анализ движения объектов в кадре и более точную привязку титров к объектам и так далее. Это абсолютно нормальная история использования ИИ. Он должен упрощать рутину.

  • Как вы думаете, сможет ли искусственный интеллект заменить монтажеров?

Когда речь идёт о монтаже как творческом процессе, который можно сравнить с работой художника или композитора, важна ключевая разница между механической обработкой данных и креативностью. 

Монтажёр — это не просто человек, который “склеивает” кадры. Так же, как художник создает картину, добавляя в неё глубину, свет и тень, режиссер монтажа определяет ритм, настроение и смысл фильма через свои решения. Это не просто работа с изображением — это способ выразить эмоции, усилить сюжет и создать атмосферу.  ИИ может помочь, ускорить процесс, предложить варианты. Но ключевой аспект — интуиция, личное восприятие и понимание того, что именно сделает сцену эмоционально мощной или визуально впечатляющей — остаётся за человеком. Робот может создать структурно идеальный монтаж, но творец видит нюансы, в которых заключается душа произведения.

Поэтому можно сказать, что режиссер монтажа, как художник и композитор, останется незаменимым творцом, потому что в искусстве важна личная интерпретация, эмоция и индивидуальный почерк, который робот, каким бы умным он ни был, не сможет полностью воспроизвести. Творец всегда будет создавать нечто большее, чем просто набор правильных технических решений.

  • Насколько совершенен искусственный интеллект?

 ИИ достаточно совершенный инструмент, но очень скоро начнется эра этики и морали в использовании искусственного интеллекта. Кроме этого существует достаточно много угроз цифрового времени: deepfake, утечки персональных данных и так далее. 

  • А везде ли его можно использовать?

ИИ не может принимать решения, связанные с моралью или этикой. Например, в медицинской сфере, когда нужно решать вопрос о том, как распределять ограниченные ресурсы, например, аппараты ИВЛ во время пандемии. Эти вопросы требуют эмпатии и человечности, которые выходят за рамки простого алгоритма. 

  • Вам, как руководителю информационно-технологического отдела, хотелось бы применять искусственный интеллект в работе ГИТРа? 

Для меня ИИ может стать важным инструментом для повышения эффективности и улучшения процессов в ГИТРе. Внедрение искусственного интеллекта могло бы помочь автоматизировать рутинные задачи и оптимизировать управление информацией, что сократило бы время, которое тратится на административные задачи. 

ГИТР как учебное заведение, связанное с медиа и творчеством, мог бы использовать ИИ для генерации контента — от анализа зрительских предпочтений до создания видеороликов, генеративной музыки и даже новых учебных материалов, например, обеспечение более адаптивного обучения, где системы подстраиваются под индивидуальные потребности студентов, предоставляя рекомендации и персонализированные учебные материалы.

  • Если студенты начнут пользоваться искусственным интеллектом при создании своих работ, то как вы отреагируете? 

Я буду рад, если студенты будут использовать больше ИИ. Конкуренции на рынке будет меньше. В таком случае будет меньше специалистов, которые действительно понимают свою область и способны анализировать информацию. Искусственный интеллект, конечно, может генерировать контент и выполнять рутинные задачи, но он не заменит креативность и критическое мышление.

В итоге, в мире, где многие будут довольствоваться поверхностными знаниями и готовыми решениями, действительно умные специалисты с глубокими знаниями и навыками станут более востребованными. Это приведет к естественному отбору, где востребованными будут те, кто умеет мыслить нестандартно и применять свои знания на практике.

Интервью взяла Виктория Царегородцева, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)

Фотографии из личного архива Павла Олеговича Платонова