Корреспондент ГИТР-ИНФО Анастасия Монина поговорила с деканом факультета журналистики ГИТР Ольгой Викторовной Маяковой о том, как она попала в медиаиндустрию и, как это изменило её жизнь.
- Что сподвигло пойти вас в журналистику?
«Честно говоря, я случайно туда попала. Я заканчивала музыкальную школу и практически уже поступила в Гнесинку по классу домры, но в 11-м классе ехала в метро, и на станции «Библиотека имени Ленина» ребята раздавали листовки, приглашая посмотреть и поработать в детской газете «Глагол». Мне стало так интересно где-то поработать, попробовать и я приехала в «Дом Российской прессы» на Берсеневской набережной и очень меня зацепила вся эта редакционная жизнь.
Помню, где-то месяца через три у меня вышла маленькая статеечка о школьной жизни и свой восторг по этому поводу я помню до сих пор. Потом выяснилось, что большинство ребят в газете либо учатся, либо мечтают учиться на факультете журналистики МГУ. Причём некоторые по несколько лет поступают и не бросают это дело, и как-то они меня увлекли, и я решила тоже попробовать.
В тот момент на факультет журналистики принимали только, если абитуриент уже имел пять опубликованных материалов (телевизионных сюжетов или материалов на радио), причём три за текущий год. Это к вопросу, насколько сложнее было не просто поступить, а получить допуск к экзаменам.
К концу учебного года у меня уже было пять статей в газете «Глагол» и, собственно, я успешно поступила на журфак. Причем для меня это было неожиданно, а для родителей тем более, потому что все меня видели уже фактически музыкантом. И поставленную в угол дорогую авторскую домру, мне мама так не простила.
Еще до того, как начались занятия, я устроилась на стажировку на Первый канал в редакцию детско-юношеских программ, в «До 16 и старше» и уже практически через четыре месяца мне предложили её вести. Тут, конечно, мне несказанно повезло, потому что спонсор программы выпускал школьные учебники и затребовал очень юную ведущую. Такой я и оказалась в свои восемнадцать.
Вот и получилось, что за 11-ый класс я лихо все изменила. И могу сказать одно: никогда не нужно бояться пробовать.
- Какой ценный опыт вы заработали в медиасфере?
Прежде всего, конечно, профессиональный, потому что за 25 лет на телевидении я делала практически всё: работала в развлекательном, в информационном, в общественно-правовом вещании, даже чуть-чуть в спортивном. Была корреспондентом, ведущей, редактором и шеф-редактором ток-шоу на Первом канале.
А потом я пришла в документальное кино. Это было в 2012 году. И с тех пор живу в этом жанре — у меня получается и меня захватывает.
Что же касается заработанного опыта, журналистика – это, во-первых, общение с людьми разных профессий, возрастов, менталитетов, ценностей. Во-вторых, это эрудированность, потому что, когда разрабатываешь темы из разных областей жизни, это пополняет интеллектуальный запас. И третье, журналистика подарила мне самых близких друзей, это мой круг, некоторые даже стали родными людьми, мы дружим семьями. Моя профессия – это мой мир, образ жизни, состояние души, потому что журналистика – не та работа, в которой можно с девяти до шести просидеть и выйти с совершенно свежей головой. Это всегда выдумывание и выращивание внутри себя темы, это всегда какое-то состояние поиска, состояние сомнения, состояние восторга или разочарования. Ты постоянно в этом находишься. Это профессия не про график и не про какую-то размеренность, это про вечное движение, работа очень смыкается с личной жизнью, потому что твои близкие в это тоже вовлечены».
- Какой из проектов для вас стал самым запоминающимся?
Не могу не сказать про программу «До 16 и старше. Попала я в неё совершенно случайно, взяла телефоны детских программ в бюро пропусков в Телецентре «Останкино» и позвонила по внутреннему телефону. Тогда я не знала, что попала к главному редактору «До 16 и старше» Игорю Борисовичу Цветкову. Объяснила ситуацию, что я студентка журфака и мне бы хотелось постажироваться. Мне ответили: «Приходи в понедельник почту разбирать». Я пришла и сидела с этими мешками бумажных писем, сейчас это кажется чем-то нереальным, но в 98-м году реально приходили целые мешки. Через дней десять он спросил, появилась ли мысль, что я буду снимать. Я предложила несколько тем, почти все были отвергнуты, но одна всё-таки осталась — про айкидо. Тогда это направление было чем-то новым, малоизвестным в России. Когда я приехала снимать, оказалось, что все участники тренировки — актеры Малого театра, включая сенсея. Ну и, конечно, мы сняли гениальные синхроны, видео с постановочными бросками, где красивые женщины кидали сильных мужчин. Всё это было безумно эффектно, меня страшно хвалили на летучке. Собственно, с этого началась моя карьера на ТВ. Как сейчас помню, главный редактор, сказал: «Вот смотри, выйдет твой сюжет на Первом канале, и унесут тебя отсюда только вперед ногами, сама ты теперь не уйдешь». Тогда, конечно, я думала, что он шутит, но спустя четверть века считаю, что он был прав — если ты загорелся телеком, то действительно уйти отсюда очень трудно. В программе «До 16 и старше» я проработала три года и это, наверное, один из самых лучших периодов моей жизни.
Был ещё потрясающий новостной опыт, на канале «Россия 24». Так получилось, что я пришла туда, когда канал назывался «РИК» (Российский Информационный Канал). Он только открывался, проходили ещё пробные запуски, и я не просто окунулась в новую для себя сферу, я окунулась еще и в новый круглосуточный телеканал. И вот эти годы непрекращающегося движения (и вещания), очень молодой коллектив, азарт прямого эфира — это конечно потрясающий опыт, до сих пор дружу со многими коллегами. И теперь мои студенты работают в родных для меня стенах, чем я очень горжусь.
- Как вам удаётся интенсивно работать и при этом уделять время семье?
На этот вопрос я всегда отвечаю: «Не удаётся», потому что вечно бежишь куда-то, что-то не успеваешь: хочется больше уделять внимания детям, которых четверо, больше делать проектов, но это, наверное, огромное счастье. И мои проекты, это такие же дети. Моя семья, слава богу, это понимает. Если бы не было поддержки со стороны супруга, детей, ничего бы не получилось. Вот, поэтому стараюсь совмещать, ну а там уже, что называется, «Ввязаться в драку и решить, что дальше» — это наш девиз!
- Как вы пришли в ГИТР?
В ГИТР я пришла тоже случайно. Был 2019 год, и Павел Викторович Селин — наш мастер, позвал меня в институт, потопу что сам не мог прийти преподавать в тот год. Порекомендовал меня кафедре — Сергею Владимировичу Ерофееву, нашему любимому наставнику и главному редактору ГИТР-ИНФО, и Александре Анатольевне Рассадиной. Я пришла, мы поговорили, и с сентября я начала вести «Копирайтинг». Тогда я не представляла, что буду таким преподавателем серьёзным — у меня было несколько проектов на разных телеканалах, как, впрочем, и сейчас. А через полгода началась эта страшная пандемия, все карты смешались, ушла экстренно один преподаватель, и мне дали ещё и третий курс, причём весь. Тогда у меня стало уходить больше времени на преподавание, но я втянулась, и где-то в конце семестра поняла, что мне нравится это не меньше, чем ездить на съемки или писать сценарии.
Через год, аппетит пришёл ещё больше, и я поступила в аспирантуру ГИТРа, которую закончила в 2024-м. Хочу поблагодарить моего научного руководителя Олесю Витальевну Строеву и нашего ректора Юрия Михайловича Литовчина за поддержку. Без них ничего бы не получилось. В аспирантуре педагогика и преподование начали приобретать уже осмысленные черты, появился диплом «Преподаватель-исследователь». А потом мне предложили стать деканом факультета журналистики. Это, конечно, случилось, опять-таки совершенно неожиданно, но, когда такие предложения поступают, значит им время и место. очень много этих «точек совпадения» в нашей матрице жизни, и, если тебе предлагают, надо пробовать.
- «Какая из работ ваших студентов поразила/понравилась больше всего? почему?»
Хочу отметить Вику Кондрашову с работой про хранителей морей, про маячников. Эта работа показала людей, которые живут на окраине России и за три копейки работают на маяках, которые, по большому счету, уже не так актуальны — везде навигаторы и только на них это еще держится.
Сейчас такое время, когда все любят трендовые темы, раскрученных людей, какой-то гламур. Скажем так, Викина работа она не на волне, но мне кажется, вот как Цветаева говорила: «Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черёд», вот она про это, её нужно почувствовать!
Работа Инессы Хачатрян, она как раз наоборот: очень сильно попала в тренд, причем, мировой. Она рассказывает про женщин, которые живут в ортодоксальных обществах, где представительницы слабого пола должны быть глубоко запрятаны дома, лицо и волосы закрыты. Она рассказала о тех, кто пошел наперекор и стал жить по-другому, чего бы им это не стоило. Эту работу понимают и в России, и в арабском мире, и в Европе, и где угодно.
Удивительно, что Инесса закончила ГИТР уже три года назад, а работу еще прошлой осенью показывали в Париже и у неё большая траектория успеха. А ведь успех «наших детей» — это самое большое счастье!
Интервью взяла Анастасия Монина, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ12)
Фото из личного архива Ольги Викторовны Маяковой , странички института ВКонтакте,
сайта ГИТР
—