В Национальном центре «Россия» в честь празднования Дня преподавателя высшей школы — прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые имена преподавателей высшей школы 2024». Декан продюсерского факультета АНО ВО ГИТР — Ирина Сергеевна Глебова стала одним из победителей конкурса. Корреспондент ГИТР-ИНФО взял интервью у победителя.
- Какое мероприятие прошло 19 ноября в Национальном центре «Россия»?
19 ноября — теперь очень важный для всей России праздник — День преподавателя высшей школы, благодаря которому каждый преподаватель высшего учебного заведения теперь имеет возможность в день рождения Михаила Васильевича Ломоносова получить поздравления от своих студентов и коллег. В этом году на праздновании собралось около 800 лучших преподавателей из 89 регионов нашей страны. В день праздника состоялась церемония награждения 250 победителей премии в 12 номинациях.
- Какой награды были удостоены вы на торжественной церемонии?
Я стала победителем в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания в ВУЗЕ, за развитие открытой информационной среды высшего образования».
- Получение премии в этой номинации было для вас неожиданно?
Конечно неожиданно. Меня пригласили на сцену и вручили золотой наградной знак, подтверждающий, что я теперь ношу «Золотое имя пользователя высшей школы». Также мне вручили диплом и благодарность с подписью заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации — Ольги Викторовны Петровны. И главным подарком стала книга, в которую внесены имена победителей — выдающихся педагогов России, получивших награды.
Так что все мои 17 лет преподавания в Институте кино и телевидения не прошли даром.
Методика под названием «Студенческий батл», которую я ввела, действительно прошла конкурсный отбор, и многим экспертам показалась достаточно интересной.
Мы с моими студентами уже около 8 лет используем эту технологию на экзаменах и зачётах.
- В чём заключается уникальность вашей методики проведения экзамена или зачёта в высшем учебном заведении?
«Студенческий батл» был придуман мною, потому что мне надоело, что мои студенты, готовясь к каким-то экзаменам и зачетам, берут мои же лекции, и мои же лекции мне же самой читают. Когда несколько сотен студентов мне прочитали мои же собственные лекции, потому что они используют те презентации, те материалы, которые доступны в личном кабинете студента, я поняла, что скоро сойду с ума. И я придумала «Студенческий батл».
Двум студентам даётся один билет или тема, и они должны за неделю подготовиться и придумать речь-выступление. Либо снять фильм на эту тему, либо сделать инфографику, и даже воспользоваться помощью экспертов. Основная задача — выступить лучше оппонента. На выступление обоих студентов даётся пять минут, в рамках которых они отвечают на заданную тему по очереди, меняясь каждые 20 секунд. Они должны следить за выступлением друг друга и при необходимости изменить сценарий батла, найти более сильные аргументы, чтобы справится лучше соперника. Аудитория по итогу определяет победителя, который получает пятёрку. Второй студент тоже получает оценку, но только ниже пятёрки.
Во время «Студенческого Батла» необходимо включить всю свою харизму, всю свою смекалку, актерское мастерство, умение быстро принимать решения, менять сценарий, чтобы показать себя ярче других на этом публичном выступлении. Это особенно важно для продюсерского факультета, потому что основная задача продюсера — продать идею, сценарий или проект заказчику или спонсору. А значит, они должны уметь публично выступать.
- Вы являетесь преподавателем и деканом продюсерского факультета и даже на экзамене готовите своих студентов-продюсеров к их дальнейшим питчингам и публичным выступлениям.
Как сами студенты воспринимают вашу систему?
Мои студенты очень рады нашим Батлам. Потому что это позволяет им раскрыть свои творческие, организаторские и ораторские способности.
Например, на экзамене по предмету «Актер кино», студентам нужно было доказать, что стендап-шоу родилось в Древней Греции. И они для этого из подручных средств создавали себе древнегреческие тоги, лавровые венки, имитировали древнегреческий хор, который якобы только что был на орхестре, белили лица и надевали маски и устраивали настоящее шоу, как в древнегреческом амфитеатре.
И дальше они рассказывали про факты становления актёрской профессии в Древней Греции, и тут же перебрасывали мост из прошлого в настоящее. И показывали, что реальные стендаперы с канала ТНТ ничем не отличаются от таких же «стендаперов» Древней Греции (когда приходилось выходить Архонту и заинтересовывать всю толпу интересным повествованием, чтобы в день праздника Святого Дионисия никто не устроил бучу). Через студенческий батл, через костюмы, через грим, через реквизит, через стихотворную форму развивается креативность и творческий потенциал студентов!
В моей практике есть интересный пример защиты, когда ребята выступали в роли мафиози и читали рэп, демонстрируя, как трансформировалась профессия актёра в 20-е годы 20 века в Голливуде. Продюсеры того времени создавали плеяду Звёзд Голливуда. Мои студенты придумали себе образы Звёзд тех лет. А мафиози, объяснясняли друг другу, как правильно строить продюсерский кино бизнес в Голливуде, чтобы подчинить себе весь мир зрителей .
- Вы были не только номинантом на премию, но и выступали в качестве организатора этой Церемонии Награждения. Поделитесь своими впечатлениями.
Я была режиссёром и продюсером Церемонии награждения, Первого всероссийского форума Преподавателей Высшей Школы, организатором круглых столов, мастер-классов и грандиозного гала-концерта в честь праздника.
Для меня и моей команды (студенты продюсерского факультета) проведение одновременно 5 мероприятий стало отличным испытанием. Мероприятие проходило на новой огромной площадке Национального центра «Россия». На одной из сцен проходила церемония открытия Форума, потом — Торжественная церемония награждения 250 преподавателей Высшей школы с участием значимых гостей из министерства, Совета Федерации и Государственной Думы. Было ещё две сцены, где проходили мастер-классы и круглые столы, с участием 120 гостей: обсуждались инновации преподавания в ВУЗах страны. И под финал — прошло грандиозное событие форума, в котором я принимала участие как организатор и режиссёр, — это гала-концерт. При его подготовке пришлось понервничать, так как на всю организацию была дана неделя, размер сцены и экранов больше чем в Кремле. Но в итоге двухчасовой концерт прошёл великолепно и никого не оставил равнодушным. Среди участников концерта был неповторимый театр традиционного русского танца «Гжель», акапельный хор РЭУ имени Плеханова, а также эстрадные коллективы Московского государственного института культуры. Весь двухчасовой концерт мы с коллегами отрепетировали за 6 часов перед началом концерта. И ещё нам очень повезло с прекрасными ведущими на всех площадках, которые зарежали зал своей энергией.
Мы смогли создать ощущение полета над тайгой, пшеничными полями, берёзовыми рощами во время музыкальных и танцевальных номеров, погружая зрителей в атмосферу прекрасной России. И помогла нам в этом грандиозная по своим размерам сцена национального центра «Россия», которая теперь может смело соперничать с Кремлёвской площадкой. Большая радость и удовольствие — работать на такой значимой площадке.
- Вы создали новую методику ведения текущего контроля и проведения зачёта/экзамена и , провели масштабное мероприятие. Какие перспективы видите в следующем году ?
Я буду как всегда приходить к любимым студентам и давать им знания по нашей продюсерской специальности. Может, мы ещё какую-то инновационную технологию преподавания придумаем.
Я очень надеюсь, что наши коллеги, преподаватели высшей школы во всех регионах России будут узнавать о том, что у них есть Профессиональный праздник 19 ноября (празднику всего только 4 года). Хочу, чтобы они узнали о том, что каждый год проводится Всероссийский конкурс «Золотые имена Преподавателей Высшей Школы» и абсолютно каждый может подать заявку! Надеюсь, что в новом году пройдет уже 2-й Форум Преподавателей и снова приедут со всех уголков страны Преподаватели и увидят действительно потрясающий праздник.
Вообще, благодаря «Лиге преподавателей Высшей Школы» ее Председателю Елене Вячеславовне Ляпунцовой и заместителю председателя Юлии Михайловне Белозеровой — уже 7 лет проводится это награждение. И это событие подтверждает, что профессия преподавателя ценится государством, ценится коллегами, ценится во всей России и вызывает огромный почёт и уважение.
А, самое главное, я знаю, что если молодые люди, которые даже не думали становиться педагогами, узнают об этом событии, это станет важным стимулом в их решении — стать преподавателями высшей школы.
Интервью взял Степан Мавзалевский, продюсерский факультет ГИТР (группа ДД21)
—