От первого лица: Изнанка стендап-индустрии за рубежом и в России

Сфера, где юмор становится искусством, а смех-главной валютой. Стендап-это не просто шутки, а настоящая мозаика из человеческих эмоций и наблюдений. В 1970-е годы стендап стал основным направлением юмористических выступлений на сцене в США. У истоков этого жанра стоят такие комики как Ленни Брюс, Вуди Аллен, Билл Косби

На территории России стендап стал развиваться гораздо позже. В 1990 годы сатирик и писатель Михаил Задорнов одним из первых стал выступать на сцене, рассказывая забавные  истории из личной жизни, обращаясь напрямую к зрителям. Конечно же полноценным стендап-комиком Задорного назвать нельзя, но звание «прародителя» этого жанра он точно заслужил.

Позднее стендап начинает обретать большую популярность, так в 2005 году появляются «Comedy Club» и «Убойка». В 2010 году по всей России проходят первые стендап-шоу с участием Антона Борисова, Александра Незлобина и Эльдара Гусейнова. А уже в 2013 году появляется многим известный «Stand Up на ТНТ»

Из-за быстрого развития этого направления, большинство людей думают, что стендап-это прямой путь к славе и заработку. На самом деле не все так просто.

Стендап-комик, Соломон Гольденберг рассказал об изнанке индустрии юмора корреспонеднту ГИТР-ИНФО. 

— Через что проходят молодые комики эмоционально? 

-Честно говоря, через ад. По началу, ты ещё не умеешь писать шутки, органично чувствовать себя на сцене, ты очень часто выступаешь в тишину. Это очень сильно бьёт по самооценке, достаточно тяжело морально. К тому же, ты никому не нужен, хочешь выступить — за это нужно заплатить.

Либо же привести с собой двух друзей, которые будут сидеть всё мероприятие, слушать твои шутки. Как правило, первые выступления происходят в ужасных барах, с отвратительным звуком и светом, без сцены. Выступает по 10-15 человек за вечер, каждому дается на выступление около пяти минут, если повезёт – семь. Нужно очень любить стендап, чтобы продолжить заниматься им и не сломаться на начальном этапе.

  • Насколько прибыльно идти в юмор?

-Статистически — абсолютно не прибыльно. В столице примерно две тысячи регулярно выступающих комиков, а зарабатывающих исключительно на комедии, от силы двести человек.

Нужно пройти большой путь, чтобы тебе начали платить хоть сколько-нибудь за твои выступления. По началу, это две-три тысячи рублей за выход где-нибудь в области. Обычно, комики начинают зарабатывать первые деньги на своих выступлениях, через два-три года. Но в большинстве случаев, это не те деньги, на которые можно полноценно жить. Я знаю достаточно много комиков, которые выступают уже 8 лет и не могут бросить основную работу, потому что им просто не на что будет жить. В любом случае, идти в стендап только ради денег-крайне неудачная стретегия.

  • Каким видите юмор через 5 лет в России?

-Честно говоря, сложно представить. Юмор сильно зависит от контекста, а контекст у нас сейчас слишком непредсказуем. Я думаю, что юмор будет развиваться по более сложному пути. Людям когда-нибудь должны надоесть шутки «про жену, которая тратит все деньги на WB». Когда люди начнут больше ходить на стендап и будут слушать одно и то же от разных комиков, появится определенное понимание, им захочется чего-то более сложного. У меня нет точного прогноза, каким  будет юмор в будущем. У меня есть представление о том, какой бы я хотел видеть стендап индустрию. Хочется, чтобы появлялись более просвещенные зрители, которые будут формировать рынок, взамен тех, которые формируют его сейчас. Хочется, чтобы люди ходили на выступления не только популярных комиков, но и к начинающим ребятам, к малоизвестным, среди них есть много достойных внимания. 

Текст и интервью Ирина Брагина, факультет журналистики ШИТР (группа ДЖ12)

Фото предоставлены Соломоном Гольденбергом