От первого лица: Судебный эксперт — почему людям так нравятся истории про маньяков и убийц?

Почему людям так нравятся истории о маньяках и убийцах? Что такое тру-крайм и как он может повлиять на сознание человека? Софья Бушкина, корреспондент ГИТР-ИНФО, попыталась найти ответы на эти вопросы, проанализировав материалы из интернета, а также узнав экспертное мнение Наталии Дьяковой — психолога, судебного эксперта и кандидата психологических наук. 

Что такое тру-крайм?

Тру-крайм — это общее название для фильмов, сериалов, подкастов и книг о преступлениях, сюжеты которых основаны на реальных событиях. В переводе с английского означает «реальное преступление», то есть в сюжете лежит реальное событие, которое произошло в определенный промежуток времени.

История возникновения жанра


Одним из первых известных примеров жанра тру-крайм считаются работы Эдгара Аллана По, который в своих произведениях, таких как «Убийство на улице Морг», вводил элементы расследования реальных преступлений. 

С появлением детективных журналов и газет, освещающих криминальные события, тру-крайм стал популярен среди широкой аудитории. Книги, такие как «Смерть Садовника» (1920) о жестком убийстве в США, увеличили интерес к реальным преступлениям. В это время общество стало интересоваться не только самими преступлениями, но и психологией преступников, что заложило основу для дальнейшего развития жанра.

Сегодня тру-крайм охватывает не только книги и фильмы, но и платформы социальных медиа, где пользователи обсуждают преступления, делятся теориями и анализируют открытые дела. Жанр продолжает быть популярным, благодаря своей способности затрагивать темы справедливости, морали и человеческой природы.

Статистика

Высокий спрос аудитории вызывает большое количество историй жанра тру-крайм. Например, опрос YouGov 2022 года в США показал, что половина населения говорит, что им нравится этот жанр, включая 13%, которые называют его – одним из своих любимых.  

Это экспертное мнение Наталии Дьяковой, психолога, судебного эксперта и кандидата психологических наук:

  • Чем вызван интерес общественности к персонажам-преступникам?

«Преступники были всегда, во все времена и интерес существовал тоже всегда. Если говорить об интересе молодежи к преступникам, то это большой интерес к запретному, тому, что запрещают родители и воспитатели. Есть потребность в ярких ощущениях, в каких-то сильных, особых переживаниях  – это с одной стороны. С другой, сейчас в обществе, к сожалению, идет романтизация преступного мира. В таких преступниках можно увидеть некоторые черты, характерные для многих людей. Если говорить о маньяках, это крайние проявления. Они могут быть успешными в социальной среде и занимать высокое положение. Но при этом определенные черты им присущи».

  • На что обычно больше спроса после просмотра фильмов о преступниках: появляется желание стать правоохранителем или присоединиться к преступному миру?

«Это зависит от содержания фильма. Я знаю очень много девушек приходят на юридические факультеты МВД, именно стать следователями после определённых сериалов. Главное, чтобы в сюжете четко разделалось понятие «добро» и «зло». Что, в конце концов, преступность терпит поражение и не приводит ни к чему хорошему».

  • Стоит ли создавать программы и снимать фильмы про преступников?

«Я категорически против того, чтобы снимали о них фильмы, программы, передачи, потому что это действует, как любая реклама. Стираются различия между понятиями «хорошо» и «плохо». У нас много в стране и вообще в мире прекрасных людей о ком следует рассказывать. Но о преступниках…я против. Как психолог, считаю, что это наносит вред для воспитания и для восприятия. е стоит этого делать»

  • Способны ли художественные произведения вдохновить человека на совершение преступления?

«Не думаю. Потому что, на примере произведения «Преступление и наказание», герой все-таки разочаровывается в своих теориях, он раскаивается о своем преступлении. Этот роман приводит молодежь к сочувствию, сопереживанию и размышлению о том, какие способы есть выхода из такой сложной ситуации, в которой оказался Раскольников, находить более конструктивные пути и способы выхода. В конце концов, герой приходит к тому, что сожалеет о своём поступке, поэтому вряд ли это вдохновит именно на преступление»

Автор материала Софья Бушкина, факультет журналистики ГИТР (группа ДМ11)

Фото — Владислав Кудряшов, операторский факультет ГИТР (ДО12)

Заглавная иллюстрация сгенерирована с помощью CHAT GPT