Фестиваль «Зимний 2024»: Фильм «Ровесник» — молодость и 1990-е

2 декабря в кинотеатре Художественный в рамках открытого кинофестиваля авторского кино Зимний состоялся показ фильма «Ровесник» Федора Кудрявцева. Дерзкая мокьюментари-драма про интернет-фирму 90-х и судьбу ее работников проносится перед глазами хаотичным калейдоскопом видеозаписей и фотографий, создавая нестандартный для российского кино взгляд на эпоху конца XX века.   

Премьера «Ровесника» состоялась на 32 фестивале Окно в Европу, где лента получила Специальный приз жюри за лучший дебют. 

В картине снялись Анна Михалкова, Александр Яценко, Даниил Спиваковский. К ним присоединились молодые актеры Юрий Вершинин, Вадим Громыко, Владислав Медведев.

Двадцатилетнего Гришу Киреева отчислили из университета, а еще его бросила девушка. Парень отправляется в гости к бабушке в Самару, где находит старые видеозаписи из 90-х годов о друзьях его родителей — Пете и Денисе, которые в 1998 организовали одно из первых рекламных интернет-агентств в стране. Правда через год произошла трагедия и вся команда развалилась. Гриша решает снять об этой истории документальный фильм и с помощью друзей отправляется брать интервью у участников событий тех лет. 

Почти случайно открывшие интернет-фирму Петр и Денис собирают команду, ищут инвесторов, борются с рейдерскими захватами компании (после того как она стала приносить серьезные деньги), веселятся, открывают свой ночной клуб — в общем, занимаются всем тем, чем занимался бы любой современный молодой человек в 90-х. Возможно, поэтому для Гриши этот документальный проект становится таким важным — в нечетких лицах со старых видеокассет он видит ровесников, которые могли стать для него близкими друзьями, если бы он жил в то время. 

За небольшой 86-минутный хронометраж фильма перед глазами пролетает череда снятых на мобильный телефон кадров, селфи, кружков из телеграма, фотографий, скринлайф-эпизодов, VHS-записей, анимированных вставок — визуально «Ровесник» представляет собой настоящее режиссерское хулиганство, эксперимент, свободный от стандартов студийных картин. 

При этом в отличие от других недавних отечественных проектов о последнем десятилетии XX века — «Слово пацана», «Лихие», «Дети перемен» — «Ровесник» не занимается дотошной исторической реконструкцией прошлого, давя на ностальгию (хотя, когда видишь на экране логотипы ТВ-6 и Дарьял-ТВ, в сердце что-то ёкает), а пытается рассказать личную историю обычных ребят, поймавших удачу за хвост, потом столкнувшихся с жестокой реальностью, а затем — с новым веком и скучной взрослой жизнью. 

Авторы использовали технологию DeepFake, чтобы заменить лица актеров в видеоэпизодах из прошлого — благодаря этому на экране можно увидеть молодых Александра Яценко и Анну Михалкову, выглядящих на архивных кадрах из жизни одного стартапа до забавного реалистично для, очевидно, малобюджетного проекта. 

Как отмечает кто-то в фильме: «В 90-е у каждого не было прошлого и никто не ждал ничего от будущего». Режиссер проводит параллели между нашим временем и тем — смотря на стилизованные под качество старых видеокассет «домашние» видео, на которых герои играют в «бутылочку», тусуются, прожигают жизнь, становится очевидно, что разница между двумя поколениями не так уже велика, молодость — она везде одна и та же, меняется лишь эпоха, которой, в конечном счете, плевать, сколько тебе лет. 

При этом эксцентричное повествование может смутить многих зрителей — «Ровесник» местами разваливается на части, а его сюжетный балаган способен серьезно вывести из себя. Несмотря на это, картина Федора Кудрявцева — это интересный для отечественного кино дебют, впечатляющий оригинальным киноязыком и попыткой поговорить о десятилетии, которое так сильно сегодня заботит большие киностудии и стриминги, не с позиции тоскующего бумера, а бунтаря, пытающегося осмыслить, что было вчера, и что происходит сейчас. 

Автор: Иван Провоторов

Источник