![photo_2024-12-23 11.35.00](http://gitr-info.ru/wp-content/uploads/2024/12/photo_2024-12-23-11.35.00-678x381.jpeg)
На вопросы абитуриентов ГИТР отвечает Ирина Викторовна Уральская — преподаватель института, кинооператор-постановщик 11 игровых полнометражных фильмов, 200 неигровых фильмов для кино и ТВ, 10 рекламных фильмов и видеоклипов, 150 сюжетов и телепередач. Лауреат 36 фестивалей и конкурсов, в том числе «Лавровая ветвь», «Золотой овен» и др. Лауреат премии «Ника» (2020 г.), номинант премии «Белый квадрат» (2004 г., 2020 г.). Член жюри 11 кинофестивалей. Окончила операторский факультет ВГИКа.
- Что вас привело в ГИТР?
Односложно ответить не смогу. Когда я пришла в ГИТР, институт сделал поворот в сторону кинематографа, а изначально он готовил специалистов для телевидения. Мне всегда казалось правильным, когда жанровые границы расширяют, создают какой-то новый стиль, чтобы не было унификации, чтобы и на телевидении были специалисты, которые могут делать кино. То есть, по крайней мере, стилистически делать продукцию, которая выше по визуалу, чем просто телетелевизионные продукты.
- Расскажите о вашем самом запоминающемся проекте.
У меня их было очень много. Каждый проект оставляет несгладимое впечатление. Свою жизнь я отмеряю именно проектами, потому что каждый год у меня они есть, и каждый год это интересное погружение. То есть ты не просто снимаешь, ты проживаешь жизнь вместе со своими героями в какой-то части земного шара, постоянно путешествуешь.
- А много ли женщин в операторской профессии? Какие у них перспективы и сложности?
Все меняется. Женщин сейчас много. Когда я начинала, поступала во ВГИК, то я попала в такую гендерную яму, когда женщин практически не было, особенно действующих. А потом технологии стали меняться, уже в 90-е годы, когда начиналась эпоха видео, когда мы потихоньку переходили с кинокамер на видеокамеры, появилась возможность не так сильно нагружать слабый пол. Хотя я считаю, что это не гендерная проблема, а проблема профессии. Человек должен заниматься тем, чем хочет. Требования должны быть совершенно одинаковые, не имеет значения, это парень или девушка. Если ты выбрала эту профессию, берешь 25 килограмм и идешь вперед, тебе никто не должен помогать. Это твой выбор.Какую роль играет практика в обучении операторскому делу? Практика — это главное. Будучи талантливым визуально, оператор должен быть талантлив и в техническом плане. И поэтому, если он не снимает, он теряет свои навыки. Он может быть грамотным технарем, но если его глаз постоянно не тренируется, если он постоянно не ищет какие-то новые идеи, если он каждый раз не совершенствуется, то этот оператор просто умирает в профессии.
- Что бы вы порекомендовали студентам, чтобы оставаться востребованными в динамично меняющейся индустрии?
Это вопрос исключительно самоорганизации. Есть такая формулировка, которую нам говорил наш мастер Сергей Евгеньевич Медынский: «Хочет, может, успевает!». Если хоть одну из этих составляющих мы убираем, то ты уже вне профессии. Если ты ленив, если ты пытаешься списать что-то на болезнь, на плохое самочувствие, на депрессию, находишь миллион причин, ты позволяешь этим причинам себя завоевать. Как только ты даешь слабину, ты не сможешь выжить в этом стремительно изменяющемся мире.
- Как вы помогаете студентам развивать свой собственный стиль в операторской работе?
На индивидуальных занятиях, когда человек сильно хочет. Студент приходит с работой, даже если я вижу, что у человека почти ничего не получается, и он не видит, и у него много проблем с изображением, но он реально хочет, тогда занимаемся.
Если он не обижается, он тебя слышит, тогда с этим студентом можно работать. Нет ничего невозможного, человек, который не чувствует композицию, не чувствует кадр, придет к этому, если он одержим идеей съемки.
—-