![Снимок экрана 2024-12-26 в 20.05.48](http://gitr-info.ru/wp-content/uploads/2024/12/Снимок-экрана-2024-12-26-в-20.05.48-678x381.png)
Евгений Зубков — сегодня один из самых популярных и востребованных художников-иллюстраторов в России. Стал известен благодаря серии артов «Человека-паука» в реалиях нашей страны. Позже это переросло в полноценный комикс, который Евгений распространяет бесплатно.
Как Евгений Зубков смешал супергероя с нашей реальностью
- Почему вы начали заниматься дизайном и артами?
Я родился в 1995 году в Алейске — маленьком закрытом военном городке в Сибири. Зимы там были холодные, и из развлечений у меня была только кассета с мультсериалом «Человек-паук» 1994 года. Тогда кассет в принципе было мало — из-за высокой цены и ограниченного тиража. Поэтому мы с мамой знали сериал наизусть. После очередного просмотра, я подходил к окну и размышлял, смог бы этот супергерой выжить в Алейске? Каким бы был Паук, который никогда не видел небоскребов. Тогда и зародилась идея комикса. Но реализовал я ее только в 2020 году. В художественную школу я никогда не ходил. Мне казалось, что учителя развивают шаблонное мышление и убивают свободу творчества. Рисование натюрмортов казалось самым скучным занятием на свете.
- А как же вы тогда поступили на дизайнерский факультет, где нужен рисунок?
Пришлось в сжатые сроки осваивать основы академического рисунка и живописи. Самому это сделать практически нереально. Я выбрал учебу в мастерской у местного пожилого художника. Он был единственным человеком в городе, кто мог мне помочь. Художник оказался отличным мастером, но к тому моменту уже практически оглох. А еще имел очень своенравный характер. В его мастерской я рисовал постановки часами напролет и пытался общаться с ним жестами. Он, прищурившись, смотрел на мои работы и говорил: «Женя, ты мой самый тупой ученик. Иди дальше гири тягай, художником тебе вряд ли стать».
В 2014 я поступил на факультет графического дизайна в ЮФУ (Южный Федеральный университет). Образование дало мне хорошую базу академического рисунка, а также понимание композиции, цвета, стилизации. Параллельно с учебой начал брать первые заказы. Разрабатывал логотипы, рекламные макеты, рисовал принты для одежды, эскизы татуировок, даже расписывал стены. В процессе осознал, что иллюстрация мне ближе дизайна. Окончательно я это понял во время работы над дипломным проектом — арт-буком по русским сказкам. Всегда считал, что русский фольклор имеет большой нереализованный потенциал. На его основе можно создать полноценную фэнтезийную вселенную. Это я и пытался отразить в своих первых серьезных иллюстрациях. Но они не имели особого успеха. Еще в тот период я увлекся каллиграфией. Разработал собственный стиль на основе славянской вязи.
![](https://gitr-info.ru/wp-content/uploads/2024/12/Снимок-экрана-2024-12-26-в-20.25.42-1024x436.png)
В 2017 году мы с художниками Львом Переулковым и Андреем Кочергиным, а также фотографом Виктором Могилатом создали арт-проект MXD. Мы делали изображения в стилистике современного сюрреализма, зачастую на остросоциальные темы. В рамках этого проекта я начал экспериментировать с темой российского киберпанка и выпустил серию работ Russia2046. Наши работы стали популярными, а MXD получил звание «Проект года» на мероприятии VK Content Day. Но вскоре каждый из нас решил заниматься сольным творчеством, и мы забросили проект.
Я продолжил тему российского киберпанка — и выпустил серию артов «Россия 2077» уже в собственном паблике Zubkov. Я ожидал, что они завирусятся, но не оценил масштаб. Изображения выложили многие крупные паблики во «ВКонтакте», потом подхватили десятки российских и зарубежных СМИ. К сожалению, работы чаще всего выкладывали без ссылки на меня или вообще без указания авторства. Поэтому я получил лишь часть этого многомиллионного охвата. Тем не менее мой паблик вырос с тысячи подписчиков до 15 тысяч всего за пару дней. Этот проект сформировал киберпанк в антураже России как жанр. После него появилась «Кибердеревня» — ютуб-канал с роликами в похожей стилистике. Российский киберпанк стал появляться в медиа, рекламе, артах других художников.
- Не могли бы вы объяснить, почему этот образ и сеттинг так полюбились многим?
Тут даже не знаю, что ответить. Просто оказалось, что не мне одному было интересно, как Паук будет смотреться в наших краях. Ну и плюс проект получился довольно аутентичным, без клюквы с шапками-ушанками.
- Как возникла идея создания «Северного паука»? Не планируете ли вы также начать выпуск этих комиксов в бумажном формате для продажи?
Сначала мне хотелось сделать артбук с Человеком-пауком в своей стилистике. Первые три арта получились объемными и наполненными пасхалками. Они с ходу раскрывали всю идею: вот персонаж, его комната, а вот и бой с суперзлодеем. Но на создание одного арта уходит до месяца. Это очень долгий и сложный процесс, а параллельно есть еще работа и другие проекты. За три года я сделал всего 12 артов — и понял, что не справлюсь в одиночку, надо менять формат. К тому же пользователи в комментариях постоянно просили сделать комикс о Северном Пауке. В комиксах Marvel есть сюжетная арка Spider-Verse, где отлично раскрывается тема мультивселенной. Существует множество параллельных реальностей с альтернативными версиями Человека-паука. Помимо сюрреалистичных вариаций вроде Свина-паука есть и каноничные версии из разных стран — например, индийский или британский Паук. Поэтому «Северный Паук» — это не «импортозамещение» и не «наш ответ Западу». Это неофициальная альтернативная вселенная, которая может вписаться в канон.
У меня нет цели создавать зеркальную копию Marvel. Наоборот, со временем проект постепенно уйдет от пародийности в сторону оригинальности — насколько формат позволит. Хотелось начать с предыстории — наиболее проработанной части вселенной. Ее я написал еще в 2020 году. Но вместе с командой мы решили, что лучше стартовать с основного сюжета, чтобы сразу показать главного героя в действии. А предысторию будем раскрывать позже — во флешбэках. Никита постепенно будет узнавать тайны своего прошлого вместе с читателями. Выпуск первого номера стоил около 250 тысяч рублей. Мы не продаем комикс: это фанатский проект, а все права принадлежат Marvel. Но мы ведем сбор донатов от тех, кто хочет нас поддержать. Эти средства пойдут на создание новых выпусков.
![](https://gitr-info.ru/wp-content/uploads/2024/12/Снимок-экрана-2024-12-26-в-20.23.03-1024x553.png)
- В нашем институте так же есть художественный факультет? Что вы можете посоветовать студентам?
Рисуйте осознанно. И это касается не только понимания формы, перспективы и т.д. Начиная новый проект, задавайте себе вопрос «Зачем я это делаю?».
Интервью взял Илья Ситников, факультет журналистики ГИТР (группа ДМ11)
Фотографии взяты со страницы и группы Евгения Зубкова (Zubkov)
—