
На вопросы абитуриентов отвечает Александр Витальевич Брынцев — кинорежиссер, сценарист, член Правления Гильдии режиссеров Союза кинематографистов РФ. Лауреат международных кинофестивалей: NOFI (Лос-Анджелес, США), «Окно в Европу» (Выборг), «Будем жить!» (Москва).Фильм «Семен» стал победителем Национальной Премии «СТРАНА» и получил Специальный Приз «РОСКИНО», картина была представлена на 68-м Международном Каннском кинофестивале (г. Канны, Франция). Фильм «ДЖАЗ 100» был показан в программе 45-го ММКФ. Преподает «Мастерство кинодраматурга».
— Каких режиссеров вы бы могли посоветовать посмотреть?
Дэвид Уорк Гриффит, Сергей Эйзенштейн, Ингмар Бергман, Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини.
— Как вы оцениваете влияние технологий на современную драматургию?
Кино – это современный вид искусства, которое необычайно технически упаковано. Чтобы книгу прочитать, она не всегда электронная, надо идти в книжный магазин, купить ее там. А здесь у нас все в телефоне. Все в интернете. Ну и что, много чего смотрят студенты? Да, мы технически продвинуты, уже телефоны снимают 4К, а диктофон можно купить вообще за копейки. И много новых шедевров у нас в интернете? Нет, конечно. Получается, что все равно надо идти ножками, делать материал, искать героя и самому писать, несмотря на то, что у нас сейчас многоэлектронных помощников.
— В чем отличие профессий режиссера и драматурга в кино?
Чисто в прямую книжку снять нельзя. Любую литературу надо адаптировать под изображение — сценарист это делает через текст, а режиссер все это визуализирует дальше. Драматург может написать сценарий, на который 10 режиссеров снимут 10 совершенно разных фильмов.
— Работа над каким вашим фильмом вам больше всего запомнилась?
Фильм «Леди №13», который мы делали 6 лет. Я давно знал героиню, она киношница, оператор по первому образованию. Потом выяснилось, что она мотогонщица и победила в двух ралли Дакар, была в призах. Я ей горжусь. Все считают, что Россия — это нефть, газ, балет, а я считаю, что это наши женщины. Мы долго не могли получить деньги на это кино. А там в чем нюанс? Когда ты заявку куда-то присылаешь, ее же кто-то читает, и эту идею, конечно, украли. На НТВ сняли про нее сюжет, еще где-то сняли. Но тонкость была в том, что чисто по-человечески открылась она только нам, потому что оператором была Люба Князева, которая с ней училась во ВГИКе. Получается, что, во-первых, хороший герой всегда тебя держит, и ты хочешь про него снять. А во-вторых, если это твой герой, если даже идею украли, все равно от тебя он никуда не уйдет. Отвечая на этот вопрос, я хотел бы сказать ребятам, что всегда надо биться за свои замыслы. Обидно, когда ты попытался, но не снял, да? Это будет тебя потом мучить всю жизнь. Лучше взять, попытаться и сделать, и идти дальше, чем не сделать ничего.
— Как найти вдохновение?
На самом деле, первый признак того, что ты хочешь что-то написать — это когда понимаешь, что тебя что-то зацепило, лично что-то держит, хочется высказаться, поделиться с аудиторией своим авторским высказыванием. А дальше надо просто писать. И вот надо еще понять, из-за чего многие останавливаются: «Я плохо пишу, я плохо снимаю кино, у меня ничего не получится.» Но надо пытаться. Я вас уверяю, 10 раз вы напишете плохо, а на 11-й у вас получится хорошая история.
— Как вы относитесь к экспериментам в кинодраматургии и какие из них считаете перспективными?
Вы смотрите Нолана, смотрите Финчера, смотрите Тарантино — там флешбэки, флешфорды, то есть нелинейная история. И это уже популярный продукт. Надо просто смотреть современное кино и пытаться идти в ногу со временем.
Интервью взяла Карина Науменко, факультет журналистики ГИТР
—-