В Москве завершил работу 27-й форум медиаиндустрии CSTB.PRO.MEDIA 2025

27-й форум медиаиндустрии CSTB.PRO.MEDIA, проходивший 25-26 февраля 2025
года в Москве, завершил работу. Предлагаем ваше вниманию пост-релиз форума.

Форум освещает ключевые тенденции российского медиарынка. В 2025 году в рамках деловой программы состоялись 13 сессий, панельных дискуссий и круглых столов, где
выступили более 130 спикеров. В экспозиции были представлены решения для
отрасли более чем от 150 брендов.

За два дня деловые мероприятия CSTB.PRO.MEDIA 2025 посетили более 5,3 тыс. профессионалов отрасли.

Деловую программу форума открыла стратегическая сессия «Роль
медиаиндустрии в текущей ситуации. Российский контент внутри страны и за
рубежом». Как рассказала исполнительный директор Mediascope Ксения
Ачкасова
, по итогам 2024 года в ТОП-3 тематических каналов по
популярности вошли каналы, транслирующие кино и сериалы, познавательный
и детский контент. По словам Ачкасовой, сериалы остаются самым
популярным жанром среди всех возрастных групп
.

Директор департамента по исследованиям «Газпром-Медиа Холдинга» Дарья
Пугачева
представила на форуме результаты исследования образа героя в
российском кино и сериалах, в ходе которого было выделено 43 архетипа
героев. По словам Пугачевой, сегодня людям нужен активный персонаж,
который способен менять жизнь к лучшему.

Директор департамента развития массовых коммуникаций и международного
сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина прокомментировала
замедление YouTube в России. По ее словам, переток пользователей с
YouTube мог быть значительнее, если бы отечественные платформы встретили
зрителя более «гостеприимно», то есть не весь интересный зрителю контент
можно найти на отечественных площадках. Также Ларина отметила, что
аудитория – это не только рынок и деньги, но и смыслы, и развитию
индустрии будет способствовать гармоничное взаимодействие всех игроков.

Генеральный продюсер «Цифрового Телесемейства» Дмитрий Борисов
затронул тему производства собственного оригинального киноконтента
телеканалами. По его мнению, это может быть актуально для крупнейших и
самых заметных платных каналов.

Генеральный продюсер Okko Гавриил Гордеев отметил, что эфир на ТВ
является своего рода маркетингом, это органичная коллаборация.

Генеральный директор Wink Антон Володькин добавил, что коллаборации
каналов и онлайн-платформ оправданы разными факторами. Это и разделение
доходов, и специализация разных телеканалов, что в итоге приводит к
разделению затрат и привлечению аудитории.

По словам директора по стратегии «Национальной Медиа
Группы» Дмитрия Пашутина, сегодня телесмотрение становится все более
фрагментированным, поэтому актуальна цифровая дистрибуция ТВ-контента.

На сессии «Платное ТВ. Что движет рынок в 2025 году» эксперты обсудили
проверку контента на запрещенную пропаганду, а также взаимодействие
операторов и телеканалов, новые модели монетизации.

По данным директора
по производству контента «Триколора» Марины Гаспарян, в топе
по-прежнему федеральные телеканалы. В ТОП-3 вошли «Россия», НТВ и
«Первый канал», в ТОП-50 – тематические телеканалы.

По мнению генерального директора «ТМТ Консалтинг» Константина
Анкилова
, самые крупные игроки медиарынка – это «Триколор» и
«Ростелеком». Эти два игрока формируют половину рынка как по доходам,
так и по абонентам. Прочие составляют всего 1/4 рынка. Анкилов также
отметил, что рынок платного ТВ на фоне рынка онлайн-кинотеатров
проседает. По прогнозам, платное ТВ будет и дальше уступать
онлайн-кинотеатрам, которые сейчас зарабатывают больше. Однако есть
игроки, которые работают и на рынке платного ТВ, и на рынке
онлайн-кинотеатров.

По словам генерального директора «Сигнал Медиа» Татьяны Ковальчук,
операторы сейчас не рассматривают кабельное ТВ в качестве основного
продукта, хотя рынок его абонентов по факту не падает. Основной тренд
нынешнего времени, по ее мнению, это нишевые телеканалы.

В числе перспектив развития рынка платного ТВ участники дискуссии
выделили: создание контента с использованием ИИ, возможность
вертикального смотрения на телеканалах, продолжение развития тренда
нишевости, синергию линейного контента и VOD, внедрение современных
технологий в разные процессы на ТВ, неэфирное продвижение телеканалов в
городах, а также развитие детского контента.

Сессия «Тоже ТВ, но другое» была посвящена расширению границ ТВ.
Генеральный директор «Витрины ТВ» Дмитрий Карманов назвал три
платформы для онлайн-просмотра телепередач: ОТТ-сервис интерактивного
ТВ, сервис IPTV для провайдеров, whitelabel-платформа для оператора.
Карманов отметил, что глобальное среднее время у ТВ – 3,5 часа, а на
платформах абоненты проводят половину этого времени.

Дарья Пугачева из «Газпром-Медиа Холдинга» рассказала про структуру
просмотра на Rutube: на UGC-контент (пользовательский контент)
приходится 71% просмотров, ТВ+СМИ – 8%, другое – 21%. По словам
Пугачевой, в ТОП-10 по подписчикам вошли сразу три ТВ-канала: НТВ, ТНТ и
«Первый канал».

Директор по взаимодействию с индустрией «Яндекса» Ксения Болецкая
прокомментировала показ телевизионного контента на «Кинопоиске». По ее
словам, показ сразу после телеэфира приносит заметную дополнительную
аудиторию таким проектам. «Зрителям удобно, когда весь контент собран в
одном месте. А в случае с платным каналом не нужно платить дважды –
отдельно за подписку на платный канал, отдельно – за подписку на
онлайн-кинотеатр. Это зарождающийся тренд», – подытожила спикер.

Сессия «Активный рост ИИ в продакшене. Первые итоги» объединила ведущих
экспертов в области кино, телевидения и звукового дизайна. В ходе
дискуссии участники обсудили трансформацию производства контента от
автоматизации рутинных задач до генерации идей и сценариев, трудности
внедрения, плюсы и минусы ИИ в создании качественного контента.

По словам креативного директора «Триколора» Дмитрия Набиджанова, главный
барьер в распространении инновационных технологий – это отсутствие
четкого понимания, как работают инструменты ИИ в маркетинге, и на что
они способны без привлечения дополнительных ресурсов.

Директор по рекламным продуктам сейлз-хауса «Эверест» Вадим Гречишкин
рассказал, что стриминг – это ТВ для более высокодоходной аудитории. За
последние годы он вырос в три раза, а досмотр рекламы составляет 98%.
Суммарно смотрят стриминг по подписке 86% пользователей, через
приложение онлайн-кинотеатра – 89%, не онлайн-кинотеатра – 77%.

На сессии «Как живут онлайн-кинотеатры на рынке растущих затрат и пока
еще повышенном спросе зрителей» эксперты обсудили о том, какой объем
контента можно считать достаточным для потребителя, а также есть ли у
сериала вторая жизнь и насколько он интересен компаниям.

По данным гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, выручка российских
онлайн-кинотеатров за 2024 год составит более 100 млрд рублей. При этом
количество платных подписок выросло с 31 до 41 млн. Генеральный директор
онлайн-кинотеатра Kion*Алексей Иванов*отметил, что цель
онлайн-кинотеатров сегодня – удлинение срока жизни пользователя на
платформе. И тот, кто нащупает этот путь, – победитель рынка.

Генеральный директор Premier Давид Кочаров рассказал, что рынок
онлайн-кинотеатров еще молодой и только сейчас начинает превращаться в
бизнес. По его мнению, единственная инвестиционная модель, в которую
стоит вкладываться, – это полнометражные ориджиналс.

Антон Володькин из Winkсчитает, что оптимизировать затраты на
производство необходимо путем сокращения количества контента. Также
спикер добавил, на 143,8 млн жителей страны приходится 7-8 активно
действующих онлайн-кинотеатров, что провоцирует переизбыток проектов.
«Глобально мы все должны приучить публику к тому, чтобы тратить время и
деньги на онлайн-кинотеатры нужно в большем количестве, и это задача
нескольких лет», – пояснил Володькин.

На панельной дискуссии «Лидеры отечественной анимации. Продюсеры,
которые создают бренды & Бренды, которые создают продюсеры» руководители
ведущих анимационных студий рассказали о новых проектах и поделились
планами на 2025 год.

Директор по специальным исследованиям в Mediascope
Марина Пикулева отметила, что подавляющее большинство детей в возрасте
4-5 лет пользуется интернетом, и только 10% в этом возрасте не
пользуются. Среди детей 6-8 лет доля интернет-пользователей еще выше –
97%. Дети отдают предпочтение блогам про распаковку и про обзоры разных
товаров, а также про лайфхаки и полезные советы. Третье место
различается среди мальчиков и девочек. Так, мальчики предпочитают
контент с реакциями (на фильмы, игры), а девочкам больше нравятся
бьюти-блоги.

В рамках форума состоялся фестиваль контента стриминговых платформ
ORIGINAL+, где были показаны конкурсные работы, а также прошла
демонстрация новой номинация «Инновация». Также в торжественной
обстановке были подведены итоги 16-й национальной премии «Большая цифра»
и состоялся фестиваль промороликов платных телеканалов PROMO FEST PAY TV.


Татьяна Золотова, Генеральный директор Violet Violin

— Из почты —