
Спектакль «Преступление и наказание» по роману Фёдора Михайловича Достоевского в камерном театре «СОбытие» идёт уже десятый год. Режиссёр постановки Герман Пикус адаптировал текст и локацию на современный манер. Корреспондент ГИТР-ИНФО Полина Смирнова посетила спектакль и почувствовала «душевный раскол» изнутри.
«Душевный раскол» — новый взгляд на великое произведение XIX века
Камерный театр «СОбытие» — это место с небольшим залом и уютной атмосферой, в котором царит домашняя обстановка с завораживающей игрой актёров.
Пространство театра и зрительного зала подтверждает мысль, что спектакль будет не типичным и вовсе не классическим. Отдельного внимания заслуживают фишки и находки, начиная с самых ярких — капающей воды прямо в центре сцены, имитации бегущей людской толпы, зеркала и пепелище, и заканчивая мельчайшими декорациями вроде чемодана-гроба. Обстановка на сцене сразу погружает в атмосферу мрака и тьмы. Всё серо, завывает этнический музыкальный инструмент в форме высохшего дерева. Пеньки берёзок разбросаны по сцене, у одного из них торчит топор.
Стоит отметить фантастическую игру всего пяти актёров, которые перевоплощались от персонажа к персонажу, лишь надев «плащи и маски». Посередине сцены стоит лавочка, на ней сидит главный герой — студент и убийца Родион Раскольников, которого играет Даниил Коробейников.

Остальные актёры — две девушки и два юноши — перевоплощаются из одной роли в другую. Так, одна из актрис-Ирина Смагина играет и старуху-процентщицу, и мать Раскольникова, и Сонечку Мармеладову.
Как и в любом театре на современный манер было много «новшеств»: динамичные декорации, игра света и необычные музыкальные композиции. Спектакль придётся по вкусу любителям старых произведений, которые интерпретировали под новый манер. Постоянные крики и реплики с использованием нецензурной брани порой мешали и резали слух, но так тонко и грамотно смогли передать внутренние переживания Раскольникова.
Режиссёр смог уложить в трёхчасовой спектакль роман полностью, в результате чего история получилась не только цельной, но и на удивление динамичной и живой. Стоит отметить работу художника-постановщика Максима Перелыгина и художника по костюмам Фёдора Архипова — они сумели создать нужное настроение на сцене, благодаря использованиям мрачных оттенков при выборе костюмов и декораций.
Стихами Михаила Лермонтова во втором акте подчёркиваются одиночество и безысходность главного героя:
«Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном».
Театр «СОбытие» показал, что классику можно поставить и в «лайт-версии», при этом сохранив основные моменты и сюжетные линии. После просмотра остаётся тяжёлый осадок и происходит не только переосмысление произведения, но и поступков, за которые всегда надо платить.
Автор текста: Полина Смирнова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
Фотографии взяты с сайта: https://teatrsobytie.ru/
—