
Анастасия Бородина в этом году заканчивает 5-й курс режиссерского факультета (игровое кино) в Институте кино и телевидения ГИТР. За это время она успела снять три короткометражных фильма, два из которых имеют активную фестивальную историю и награды. Корреспондент ГИТР-ИНФО Валерия Дробышева взяла у Анастасии интервью.
- Какой совет вы дадите тем, кто хочет поступить в ГИТР? На что сделать упор абитуриенту в этом году?
“Конечно, первый совет, который приходит в голову — это как можно больше смотреть хорошее кино, читать хорошую литературу, развивать любопытство, читать хорошие рецензии кино, статьи. Стоит также уделить внимание живописи и театру. Постарайтесь подойти не формально к этому, а действительно найти, например, художников, которые вам искренне нравятся, проанализировать их творчество. Помню, меня на собеседовании при поступлении расспрашивали про любимого художника и у нас был разговор про Рембрандта. И, конечно, за неделю, за две до поступления это сделать не получится, к сожалению. Это лучше делать сильно заранее — постепенно развивать начитанность и насмотренность. Чтобы когда будет собеседование, педагогам было интересно с вами говорить, они чувствовали бы этот культурный фундамент. Тогда, думаю, им, конечно, захочется взять вас на обучение.”
- Какие навыки, полученные на факультете, оказались критически важными в вашей работе?
“Во время обучения было получено очень много важнейших навыков и умений. Каждый студент группы вместе с нашим мастером Александром Васильевичем Горновским, проходил все этапы: от нахождения идеи, написания сценария и его редактуры, подготовки к съемкам и до монтажа фильма. Мастер учил нас брать только те идеи, которые действительно нас волнуют, и в которых есть интерес, конфликт, определенная живая искра и смысловое зерно. Поэтому самый важный навык, который я бы выделила, — умение найти, вырастить, довести до конца важную для тебя историю и не потерять самое главное, проходя множество этапов. Это была долгая кропотливая работа мастера с нами на протяжении всех пяти лет. Также, помимо поиска интересных художественных решений, мастер учил нас очень важному навыку — уметь отсекать лишнее. На этапе сценария, доводить текст до варианта, где автор отвечает за каждое слово и каждая сцена работает на историю. И на этапе монтажа отсекать все лишнее, что бывает очень трудно для режиссера, ведь ты любишь и жалеешь отснятый материал. Здесь Александр Васильевич учил нас отстранятся от своего фильма и “лечить его”, убирая лишнее, мне кажется, это крайне важный навык.
Также, когда я пришла в институт, я склонялась к образному видению, поэтическому. И за всеми этими образами не было прямого столкновения с реальной жизнью. Но мастер еще на втором курсе учил нас находить крепкую, бытовую, интересную и трогающую жизненную историю. И уже на нее нанизывать образы. Это осознание не сразу до меня дошло, но фильм за фильмом у меня будто открывались глаза. Я увидела то невероятное количество живых глубоких историй из, кажется простой, бытовой, жизни вокруг нас. Я как-будто развернула угол зрения на все происходящее вокруг, это стало невероятно вдохновлять. Мне кажется, я стала понемногу понимать, о чем говорил Александр Васильевич. Так, последний мой фильм — достаточно сильное и больное столкновение с реальностью, но очень важное для меня. После этого, я поняла, что хочу снимать такое кино.”
- Расскажите о своем дипломном проекте: как выбирали тему, с какими производственными сложностями столкнулись и как применяли знания, полученные во время обучения?
“На самом деле, тема моей дипломной работы как будто сама ко мне пришла. Прошлой зимой я пошла, в качестве волонтера, санитаркой в военный госпиталь к бойцам СВО. Это было очень сильное потрясение для меня, ведь там ты очень близко подходишь к бесконечной боли войны и она становится как бы осязаемой. Когда ты переступаешь дверь госпиталя, ты попадаешь в совершенно другой мир, и это меняет тебя. В нашем отделении практически не было ребят без ампутаций, это очень страшно и больно видеть. Все что могут волонтеры — помыть, побрить того, кто не может сделать это сам. Кажется, это простые действия, но в этом выражается человеческое неравнодушие и участие. Но главное для солдат было наше позитивные общение, смех, поддержка. Этим эти походы в госпиталь оказали огромное созидательное влияние на мою жизнь, очень собрали меня внутренне, подарили какую-то почву под ногами, в такое сложное для всех время. Мне кажется, прямо на первой смене в госпитале, пришло понимание, что об этом нужно снимать фильм. С одной стороны, появились силы и энергия рассказать эту историю, а с другой — было очень страшно и трудно от понимания, как тяжело будет внутренне поднять эту тему. Но, во взаимодействии сестер милосердия, волонтеров и раненных бойцов было столько человеческих любви и взаимопомощи, столько концентрации настоящей жизни, без шелухи, что мне показалось очень важным снять об этом кино.

Во время съемок, конечно, не обошлось без множества трудностей. Одна из главных — поиск локации. Трудно было найти госпиталь, потому что больницы, которые хотели помочь, были переполнены, а на полигон возможности не было. Но этот трудный путь, благодаря замечательной команде, нам удалось пройти. К тому же было сложно скомпоновать всех актеров и массовку, потому что почти все они настоящие солдаты, которые получили увечья на войне. Многие были из других городов, кто-то приехал с Донбасса. Это все было трудно сопоставить с маленькими окошками, которые нам давали в больнице. В итоге пришлось снимать в очень тяжелом изнуряющем темпе, но благодаря дружественной атмосфере среди команды и мужеству всех, кто принимал участие, мы все смогли преодолеть. Очень пригодились разные знания, которые нам давал Александр Васильевич. Например, он много рассказывал о подробной работе с актерами, что является одной из важнейших задач режиссера. На съемках я вспомнила его личные примеры по работе с актерами, в неординарных ситуациях, и это помогало.”
- Кто из мастеров/преподавателей факультета оказал на вас наибольшее влияние?
“Я очень благодарна институту за мастера Александра Васильевича Горновского, нашей группе очень повезло учиться у такого педагога. Потому что это замечательный мастер, который очень много вложил в нас труда, сил, души. Над каждым нашим фильмом, с каждым человеком он досконально работал, стараясь дойти до какой-то правды, до настоящего кино. Думаю, порой с нами и было не просто, потому что мы еще не понимали и не видели того, что видел он. Но Александр Васильевич постепенно учил нас идти в глубину. И от фильма к фильму у каждого из группы был виден результат его работы. И я верю, что дипломные фильмы нашей группы показывают, какой труд провел с нами за эти пять лет Александр Васильевич от первого курса и до пятого.”
- Откуда вы черпаете вдохновение, когда придумываете идею нового проекта?
“Найти какую-то важную для тебя идею, которая загорелась бы внутри тебя и повела тебя через все трудности производства — это большое счастье. Наверное, каждый автор ищет и ждет такую. Всегда, когда ты одну идею воплотил, наступает страх, что ты больше не найдешь чего-то такого, что тебя искренне зажжет. Оно находится, если черпать вдохновение из жизни, наблюдать за происходящим, быть открытым ко всему. Иногда достаточно услышать разговор прохожих людей и увидеть в нем что-то удивительное. Поэтому режиссеру может очень помочь вести дневник наблюдения, как говорил нам мастер. Он дал нам этот инструмент еще на первом курсе, но я, например, осознанно пришла к этому только сейчас на пятом курсе и активно веду такой дневник в удобном электронном формате. Это становится своего рода творческой лабораторией режиссера и помогает в поиске новых идей, этого может вырасти новая история. Главное, стараться этот навык развивать. И если найдешь свою историю, это большое счастье. Но чтобы воплотить ее, придется много пройти, поэтому важно, чтобы она стоила того.”
Автор текста: Валерия Дробышева, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)
Фотографии из личного архива Анастасии Бородиной
—