От первого лица: Кинематографический код Москвы

Алексей Беклемышев — сценарист, драматург, режиссер, актер и экскурсовод. Но, главное — автор книги «Москва в кино. Путешествие по местам съемок любимых фильмов. От „Москвы слезам не верит“ до „Брата 2“»

На его лекции лекции о кинематографическом коде Москвы побывала корреспондент ГИТР-ИНФО Дарья Казанцева и узнала оставшиеся за кадром истории и вырезанные сцены. 

Писатель начал повествование с небольшой устной экскурсии по столице — с памятника Маяковскому. В фильме «Москва слезам не верит» главные героини проходят мимо него, когда там читает свои стихи поэт Андрей Вознесенский. Статую установили в 1958 году, как раз в это время и разворачиваются события кинокартины. «В Москве это место всегда было островком свободы», — отмечает Алексей Беклемышев. Интересно, что свои стихи на этом месте в свое время читали многие поэты, среди которых Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. 

Дальше — известный дом 10 на Большой Садовой. История здания начинается в 1903 году, когда Илья Пигит, купец, хотел построить табачную фабрику «Дукат», но ему не разрешили из-за церкви неподалеку. Тогда возвели просто жилой дом, ставший местом встреч и переплетения судеб. Здесь, в студии художника Георгия Якулова в 1921 году познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Осенью того же года в этом доме поселились Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппой. Дом до сих пор живой. Сейчас на цокольном этаже — действующий театр имени М.А. Булгакова. 

В 1925 году будущий автор «Мастера и Маргариты» написал пьесу «Дни Турбиных». Премьера состоялась в 1926 году во МХАТе. По словам Алексея Беклемышева, «в стране атеизма» весь зал убежденных коммунистов встал и спел «Боже, царя храни!». У Михаила Булгакова появились враги, считавшие его пьесу позором. Поэт, Владимир Киршон, который презирал людей других взглядов, даже заказал травлю на писателя. «В переносном смысле, он подписывал «смертные приговоры» врагам» — говорит Алексей Беклемышев. Но в историю вошел как положительный герой. Режиссер Эльдар Рязанов взял текст его стихотворение «Я спросил у ясеня» для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (музыку написал Михаил Таривердиев). Имя Киршона есть в титрах. 

Как нашли Гошу — Баталова? В кинокартине «Москва слезам не верит» вырезали довольно интересную сцену. Вернее, целый фрагмент повествования. Героиня Ирины Муравьевой знакома с военным Артемом Гусевым. Поэтому, когда Гоша пропадает, к поискам по заданию Гусева подключается КГБ. На Воронцовских прудах сотрудники опрашивают всех собачников. Через хозяина дога, который был на пикнике в честь именин главного героя, и нашли Гошу. В фильме же поисковую операцию значительно упростили.

Что М.А. Булгаков взял за основу бала Сатаны? 23 апреля 1935 года в резиденции американского посла прошла вечеринка в стиле романа Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». По словам Алексея Беклемышева, для вечеринки арендовали животных из Московского зоопарка, которые на празднестве „кушали за столами”. Булгаков тоже оказался там. «Может, поэтому в романе появляется кот Бегемот». Интересно, что на этом балу автор «Мастера и Маргариты» знакомится с военным летчиком из Франции. Последний окажется автором «Маленького принца». 

После лекции зрители могли задать вопросы, что я и сделала.

Есть ли фильм, где Москва занимала бы главное место? То есть что-то вроде «Питер ФМ», где атмосфера города играет одну из главных ролей. 

«Мастер и Маргарита» — памятник Москве. Экскурсии по Булгаковской столице — это квест. Подвальчик Мастера, третий переулок от Арбата, Большая Садовая 302-БИС, Патриаршие пруды, Воробьевы город — Михаил Афанасьевич написал роман о Москве. Но именно фильма, наверное, всё-таки нет. 

В настоящее время режиссеры стараются находить новые места для съемок или идут по «протоптанным тропинкам»?

На самом деле, сейчас всё снимается в павильонах и с помощью компьютерной графики. Если мы сейчас выйдем на московские улицы, то везде увидим баннеры, а это реклама — не то, что нужно для фильма. Многие режиссеры Москву снимают в Петербурге. Например, Владимир Бортко снимал «Мастера и Маргариту» в Питере. Во Владимире тоже Москву снимают, но это про исторические фильмы. 

А какие фильмы снимали по-настоящему на улицах столицы?

Много таких кинокартин описано в книге [«Москва в кино. Путешествие по местам съемок любимых фильмов. От „Москва слезам не верит“ до „Брат 2“]. А фильм, где прям Москва-Москва-Москва, — «Я шагаю по Москве», черно-белый, классика. Там в кадре Москва. Никто ничего не убирал. Идет ремонт дороги на Горького — они его снимают. Это классно! Это здорово! Сегодня такие съемки — это очень дорого, поэтому много павильонов. 

Автор текста и фото — Дарья Казанцева, факультет журналистики ГИТР (ДЖ11)

Редактор О.В. Маякова