Из сериала «Чернобыль» в Чернобыль

Мини-сериал «Чернобыль», созданный HBO и Sky победил в трех из 19 номинаций американской телевизионной премии Emmy Awards и привлёк небывалое число иностранных туристов на Украину.
Иностранные туристы, их сейчас здесь 80 процентов, признаются, что больше всего впечатляет застывшая во времени советская эпоха. А вот что привлекает российских туристов, студентке первого курса ГИТРа Миле Кукличевой рассказал  журналист Стас Полесский, который изучил в Чернобыле буквально каждый метр.
— Сложно ли попасть на объект туристу, какие особенности у такой экскурсии?
— На КПП «Дитятки» – главных воротах в Чернобыльскую зону – каждому туристу выдают бытовой дозиметр, чтобы самим измерить уровень радиации.

— Есть ли места, куда туристов не пускают?

 Заходить внутрь зданий в Припяти запрещено. Сейчас туроператоры добиваются включения Чернобыльской зоны в список культурного наследия ЮНЕСКО.

— А живут ли сейчас в Чернобыле люди?

После аварии в закрытую зону вернулись жить около 2300 человек. Сейчас их осталось всего 115. Самым «молодым» самоселам далеко за 70.
 — Как у вас вообще появилась идея отправиться в Чернобыль?
— Мне с детства была интересна тема Чернобыльской аварии, а точнее, с начальной школы, именно там я впервые узнал о том, что случилось за пару лет до моего рождения. Точно не помню, но уверен, что это заслуга первой учительницы, её интересный рассказ. Затем рассказы моих родителей, рассказы ликвидаторов, литература, документальные фильмы, музей и так далее. Это побуждало всё больший интерес к этому уникальному месту.
 — Сколько раз вы уже были в Чернобыле?
— Честно, не считал. В год раз 5-8 бываю,  точно. Сейчас реже, так как много работы.
— Насколько вы рискуете своим здоровьем?
— Не рискую вовсе, я понимаю, где какую дозу могу получить. Она будет такая же, как за несколько часов полета на современном авиалайнере, а в самолете источником является излучение, которое называют космическим; на практике это все такое же гамма-излучение.
Вы ходите  Чернобыльскими маршрутами один или с командой?
Скучно долгое время находиться в изоляции от общества. Предпочитаю компанию друзей — тех, с кем поход становится действительно увлекательным и интересным.
 Жалели ли вы когда-нибудь о том, что посетили Припять?
— Ни капли не жалею. Каждое путешествие туда уникально, и даже если идти по одному и тому же маршруту и той же компанией, никогда новый поход не будет похож на предыдущий. Полностью запланировать его невозможно, зачастую планы рушит либо плохая погода, либо внезапно появившиеся работники зоны на каком-то участке маршрута, и приходится менять планы, либо выжидать, теряя время.
Какое место наиболее опасное?
— Во-первых, Рыжий лес. Это территория, которая пострадала в результате обильного выпадения радионуклидов сразу после аварии из-за направления ветра на запад — от станции в сторону Овруча. Лес тут, по рассказам ликвидаторов, был ярко-рыжего цвета. В целях дезактивации территории деревья несколько раз захоранивали прямо там же. После этого всё снова выросло, и всё равно фонит необычайным образом. Пребывание около часа в этом лесу равно месяцу пребывания на чистой земле. Мне приходилось бывать там по вынужденным причинам — нужно было срочно возвращаться домой, на работу, а выйти незамеченным днем из Припяти безопасной дорогой практически невозможно. Приходилось быстро проходить этот участок для уменьшения вреда организму. 

Ещё чрезвычайно опасным и запрещенным к посещению туристами является подвал Припятской больницы. Сюда в первый день аварии выбрасывали вещи пожарных, которые первыми прибыли тушить пылающий реактор. Радиационный фон тут не опускается ниже 50 000 микрорентген в час только по гамма-излучению (норма до 30 мкР\ч). Также  присутствует чудовищное количество бета- и альфа-частиц, которые, попав в организм, могут сделать вас инвалидом на всю жизнь. Я бывал тут один раз и, честно говоря, впервые за годы походов, меня охватил какой-то ужас — нарастающая паника и желание поскорее покинуть это место. Чувствовалась определенная связь с той страшной ночью. То же самое почувствовали и мои друзья. Никогда больше я туда в здравом уме не вернусь!


Фото — Стас Полесский


Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий