Первокурсник факультета журналистики института кино и телевидения (ГИТР) Антон Чубаров (ДЖ11) решил помочь студентам преодолеть непростое время кризиса:
Я подобрал несколько произведений, которые близки и интересны мне самому, поэтому каких-то очевидных для вас вещей в материале может и не быть.
1. Дорога. Реж. Джон Хиллкоут.
До того, как все наше инфополе оказалось заполнено коронавирусом, в центре внимания стояли вопросы экологические.
Так и в фильме, основанном на одноименном романе Кормака Маккарти, сама Земля бьется в конвульсиях (разрушительных стихийных бедствиях), медленно умирая, устав от издевательств со стороны человека. Но человек не менее живуч. Так и герой Вигго Мортенсена со своим сыном пытаются выжить, и, что намного сложнее, остаться людьми. Но куда они идут? Зачем? Есть ли у их пути конец? Это мрачная, тягучая, практически беспросветная история, в которой куда больше действия происходит внутри героя и зрителя, чем непосредственно на экране. Великолепный в своей серости визуальный ряд, игра актеров, неспешный ритм повествования, ощущение недосказанности и множество вопросов, которые будут мучать зрителя очень долго — все в этом нетипичном для жанра апокалиптики фильме играет на атмосферу, куда более мрачную и тяжелую, чем в большинстве фильмов ужасов.
2. 28 дней спустя. Реж. Дэнни Бойл.
А теперь о более актуальном инфоповоде — биоугрозе. Вот уже несколько десятилетий одним из самых популярных в массовой культуре видов конца света является зомби-апокалипсис. Но фильм культового английского режиссера выгодно отличается от них абсолютной осмысленностью происходящего. Главный вопрос, скорее даже не вопрос, а наблюдение — то, как быстро человек может потерять все человеческое в силу внешних или внутренних обстоятельств. Зомби-апокалипсис идеально подходит для этой полемики — человек сам делает выбор и несет ответственность за свои действия. Цветовая палитра, некоторые художественные решения, общая концепция схожи с фильмов Хиллкоута, о котором было сказано выше, но при этом фильм абсолютно другой, экспрессивный, местами дикий. Одна из первых ролей Киллиана Мёрфи оказалась очень удачной, его персонаж, хоть и немногословный, но очень живой, за ним интересно наблюдать, особенно в тандеме с Бренданом Глисоном, у которого очень хорошо получаются добрые герои.
3. Повеселиться, а не погрустить.
Продолжая тему зомби-апокалипсиса, хочется отметить ряд фильмов «категории B», которые, на мой взгляд, так же заслуживают внимания, ведь ярлык «трэш» сейчас относится скорее к концепции, чем к качеству фильма, а талантливо поданные насилие, секс и черный юмор могут увлечь не меньше, чем глубокие переживания и фундаментальные вопросы.
Планета Страха. Реж. Роберт Родригес. Южно-американская/мексиканская эстетика, неожиданные приёмы, обилие оммажей на кино 70-х, пародия и дань уважения, одновременно сочетающиеся с небрежным, но узнаваемым почерком режиссера.
Земля Мертвых. Реж. Джордж Ромеро. Отец жанра, который остался верен себе и с годами практически не изменился, его «олдскульность», простота и наивность в повествовании, дешевизна исполнения создают особенную атмосферу. Этот фильм выделяет его абсурдность, режиссер активно иронизирует над своим собственным стилем и предыдущими работами.
Операция Мертвый снег 2. Реж. Томми Виркола. Лучший, на мой взгляд, представитель эксплуатационного кино Западной Европы последних лет. Очень кроваво, жестоко, местами «ниже пояса» в плане юмора, но при этом талантливо и качественно. Сюжет разворачивается вокруг столкновения зомби-фашистов и «советских» зомби, градус абсурда зашкаливает.
Shaun of the dead. Реж. Эдгар Райт. Одна из первых полнометражных работ английского режиссера, в которой уже есть все то, за что его вскоре полюбят: классический британский юмор, колоритные персонажи, неожиданные ситуации, множество отсылок и пародий на поп-культуру, сочетающиеся с, пусть и не очень глубоким, но авторским высказыванием на тему семьи, отношений и социума, а так же ставший визитной карточкой режиссера быстрый клиповый монтаж.