ГИТР изнутри: Ольга Маякова

ГИТР-ИНФО начинает публикацию материалов «ГИТР изнутри». Это интервью студентов факультета журналистики Института кино и телевидения (ГИТР) с преподавателями. Сегодня публикация интервью первокурсницы Анастасии Колосовой с преподавателем Ольгой Викторовной Маяковой.

СПРАВКА: Старший преподаватель факультета журналистики. Выпускница факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Опыт работы на ТВ - более 20 лет. Сценарист проектов «Секретная папка» и «Нефакт» (телеканал "Звезда"). Приглашенный автор на каналах «Россия 1», «RT», «Пятница», «Доктор». В прошлом ведущая молодежной программы «До 16 и старше» (Первый канал). Призёр и победитель Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России». Преподает «Профессиональные творческие студии».

Чем ГИТР отличается от других вузов? От того же ВГИКа? ИСИ?

Когда-то на Западе появились такие хорошие учебные заведения как практико-ориентированные колледжи. Туда приходили люди, которые сразу же получали в руки профессию, а не массу полезной литературы, лекций и энциклопедичности, хотя это тоже важно.

Вот ГИТР – такой профессиональный телевизионный и киношный колледж, где в руки студентов дают уже готовую профессию, но при этом сюда еще добавляется хорошее вузовское образование. То есть, удается соединить и практикообразующую составляющую и некую энциклопедичность, чего не хватает таким большим и серьезным ВУЗам с историей (МГУ, ВГИК). Безусловно, это несколько разные полюса, даже планеты. Но, тем не менее, человек, который выходит из МГУ – прекрасно образованный человек, но ему очень трудно сориентироваться в профессии. Он 5 лет провел за книгами и совершенно не понимает, как держать в руках камеру, как работать в редакции, как взаимодействовать с коллегами в большой журналистике.

Для человека, который выходит из ГИТРа, такой проблемы не существует. Он на 1-ом курсе снимает стендапы, сюжеты и т.д., на втором — репортажи и программы, на третьем – очерки и фильмы, на четвертом – диплом в виде спецрасследования. Это человек, который выходит уже готовым специалистом, которого завтра уже можно отправить на съемку. Конечно, для работодателя это большой плюс и конкурентное преимущество. Ему не хочется кого-то учить, нет на это времени и нет сил.

Нужны готовые специалисты. И в этом, конечно, ГИТР дает серьезную фору всем ведущим вузам. Это мое полное убеждение человека, закончившего факультет журналистики классического университета. У ГИТРа большой опыт и более 20 лет работы на рынке. И пока факультет журналистики МГУ будет перестраиваться из энциклопедичного университета в какое-то конкретное практическое учебное заведение, пройдет достаточно много времени. У ГИТРа уже все наработано. И эта наша главная фишка. 

В чем заключается специфика обучения студентов ГИТРе? 

Очень большое количество наших преподавателей (мастеров) – практикующие специалисты, работающие на телевидении, в кино, в пиаре, в продюсерстве, в театре. Это люди, которые сочетают в себе теоретические знания и практические навыки. Мы сильны тем, что мы практикующие специалисты, а не академисты, которые оторваны от профессии многие годы и сильны только своими книгами.

Многие наши преподаватели приходят на лекции после эфиров. Таким образом, мы хотим студентов сразу же окунуть в атмосферу большой журналистики. (Я сейчас именно говорю про журфак. У операторов, продюсеров и т.д. там свой процесс работы. И они об этом сами расскажут).

Нам важно, чтобы наши ребята не просто прочитали определенное количество книг, а могли сразу же с 1-го курса написать заметку, сделать сюжет для того, чтобы на 3-м они могли уже снять документальный фильм.

Наша задача — передать им профессию. Мы к студентам относимся как к младшим коллегам, а не как к учащимся, для которых нам надо провести занятие и поставить оценки.Уже с первых месяцев обучения студенты собирают творческие команды, в которые входит звукорежиссер, оператор, продюсер, художник, драматург, журналист и режиссер. Таким составом они начинают выполнять практические задания. На 1-ом курсе они собираются в команду, чтобы снять стендап; на 2-ом – собираются в новостную группу и окунаются в конвейер новостей в институте со всеми дедлайнами, эфирами, стрессами, прямыми включениями; на 3-м – люди уже ездят на съемки документального кино, вызванивают экспертов, ставят проблему, решают ее; на 4-м – диплом, который оценивают не только сам руководитель и кафедра, но и внешние рецензенты — нейтральные телевизионщики. ГИТР – очень практический вуз. Мы не учим чему-то про запас. Мы учим тому, чем можно воспользоваться здесь и сейчас. Это наша специфика. 

Расскажите, пожалуйста, как студенты разных факультетов взаимодействуют между собой?

Наш институт, если убрать расписание и какую-то академическую часть, представляет собой один большой телевизионный продакшн или телевизионную компанию, где есть отдел продюсеров, отдел операторов, отдел режиссеров, отдел журналистов, отдел сценаристов и т.д. То есть, наши студенты уже на 1-ом курсе могут создать свои группы, в которых будет свой оператор, свой режиссер, свой журналист, свой продюсер, свой звукорежиссер. И эта команда может уже 4 года идти по жизни вместе и совершенствоваться от маленького стендапа до большого документального фильма.

В нашем институте мы не делим ребят на факультеты как отдельные единицы. Мы сразу же студентов начинаем интегрировать в команды из студентов разных факультетов. И этому еще способствует наша вот такая уютность, камерность, кинозалы, студии совместные, ланчзоны. Все студенты в институте взаимодействуют с 1-го курса. Конечно, не всегда получается найти идеальную команду сразу. Бывают конфликты, трудности, ссоры. Но это прекрасно, потому что, когда ребята попадают в большую жизнь, для них это уже не является стрессом, а является нормальной жизнью с коллегами. Это очень здорово. ГИТР учит не только тому, как правильно снять сюжет с точки зрения структуры, но и как подобрать свою команду, как интегрироваться в профессиональный коллектив. Это очень большая плюсовая и качественная составляющая нашего института. 

Где студенты могут взять оборудование, и как происходит процесс его выдачи? 

Каждый месяц у студентов возникает какое-то практическое творческое задание, которое им дает мастер курса. После того как определено, какую работу предстоит сделать учащемуся, уже набрана необходимая команда, с которой он будет работать. В это время учебная студия получает от продюсеров сводную таблицу, где написано, какие творческие команды, в какой период, какую работу будут снимать. Затем группы в день своего выезда на съемку приходят с утра в наш Учебную студию и получают все, что им нужно, в зависимости от того, на какую съемку они едут.

Оборудования у нас в институте достаточно. Техника очень хорошо обновляется. Иногда у нас ребята могут работать на том оборудовании, что еще только вот начинает появляться на телеканалах или появится завтра.

Конечно, бывают у студии тяжелые дни, когда все ребята решают снимать в один день. Скажем, у них завтра уже курсовые или дипломы. И тогда нашим героическим инженерам приходится ночами сидеть, двигать расписания, изменять, добавлять. Но, в целом, если студенты работают правильно и не пренебрегают советами преподавателей, не оставляют все на последний день, то у них нет проблем с теми техническими средствами, которые им необходимы.

Мы работаем по принципу телекомпании. Есть съемка. Она подтверждена главным принимающим редактором. Затем продюсер звонит в студию и говорит: «Корреспондент едет снимать сюжет про строительство комплекса… с оператором …». Оператор приходит в свою «комплектовку», берет все, что ему необходимо для этой работы. После этого они с корреспондентом едут на точку. Большой телевизионный мир, который повторяется в рамках ГИТРа. 

Вы представитель факультета журналистики. Скажите, чем именно факультет журналистики отличается от факультетов журналистики в других вузах? МГУ, РАНХиГС?

Я немного касалась этой темы уже в первом вопросе, поэтому скажу кратко. Я закончила факультет журналистики МГУ с красным дипломом в 2004 году. И могу сказать, что такой крупнейший и первый в России вуз всегда был направлен на то, чтобы дать студенту энциклопедические знания. Факультет журналистики МГУ – большая красивая история со множеством теоретических кафедр — истории русской литературы, стилистики, лингвистики, рекламы, орфоэпии и техники речи. Я могу продолжить их перечисление … Там работают прекрасные высококвалифицированные профессора.

Но на момент моей учебы существовала всего одна маленькая учебная студия, в которой было буквально несколько камер. Практическая составляющая в МГУ всегда была не на первом месте. И, когда ты поступал в институт, особенно, если не на дневное отделение, тебе всегда говорили: «Ищите практику; ищите, где вы будете стажироваться; ищите места, где будете применять полученную теорию». То есть, факультет журналистики в МГУ никогда не ставил себе целью дать человеку в руки микрофон, камеру и отправить его уже с первых дней учебы в поле. Там такого нет.

Факультет журналистики в МГУ – классический университетский факультет, который сейчас только начинает перестраиваться. Всем каналам нужны практики, которые могут и знают свое дело от и до, и уже с первого момента прихода на работу они наровне со всеми.

Только потом уже будет оцениваться их эрудиция, когда их материалы будут на порядок выше, чем у других — стилистически и т.д. Но прежде всего они должны быть практиками. Конечно, факультет журналистики МГУ это уже понимает и начинает переделывать свою академическую структуру под реалии жизни.

ГИТР опережает тем, что он сразу был сделан, как хороший профессиональный вуз, где одни телевизионщики помогают стать профессионалами другим телевизионщикам. При этом еще присутствуют мастера-академисты, которые дополняют знания теоретической базой. Вот такой симбиоз специалистов-практиков и академиков происходи в ГИТРе.

Также я должна сказать, что очень много преподавателей в ГИТРе закончили факультет журналистики МГУ. Таким образом, нам удается соединить то, чему нас научили в альма-матер на факультете журналистики МГУ с теми плюсами и возможностями, которые мы обрели в ГИТРе. В этом тоже такой плюс. У нас имеют за спиной факультет журналистики МГУ, например, Сергей Владимирович Ерофеев, Александра Анатольевна Рассадина, Глеб Владимирович Протасенко и я. Мы добавляем свою практику и свой опыт. Вот, что сейчас у нас происходит на данный момент. 

Почему нужно учиться на факультете журналистики именно в ГИТРе? 

Ну, во-первых, журналистике нужно учиться вообще, если ты чувствуешь к этому какую-либо склонность, если тебе хочется сразу же коммуницировать, взаимодействовать, писать, снимать, и ты не готов тратить еще 5 лет своей жизни, чтобы сидеть только в книжках и только на теоретических лекциях, где-то учиться самостоятельно снимать, самостоятельно добывать контакты полезные.

Если ты к этому не готов и хочешь получить сразу теорию, ее практическое применение и хорошие связи, которые тебе могут дать практикующие мастера, то для этого ты приходишь в ГИТР.

Помимо практических специалистов у нас проходят мастер-классы. Каждую неделю к нам в институт приходят топы из всех областей медиа. Ты запросто можешь после лекции послушать, например, ведущего центрального канала, креативного продюсера, режиссера. То есть, не выходя из института, реально и легко познакомиться с интересными людьми.

В ГИТРе можно просто жить — и специалисты, и студии различные, и техника, и съемки, и досуг. Здесь ты получаешь полностью журналистский апгрейд со всеми спродюсированными заранее функциями. Тебе не надо придумывать, как ты сходишь на лекцию кого-то, как там аккредитоваться и прочее; тебе не надо придумывать, как снять свой сюжет, где взять в аренду камеру, как найти деньги на это. Все уже есть. ГИТР – маленький телевизионный микромир, в который вы погружаетесь на 4 года, а потом выплываете оттуда уже с дипломом; со своей командой, с которой можно хоть продакшн создавать; с 5-10 номерами телефонов практикующих мастеров на канале, возможно уже с кем-то из мастеров с мастер-классов.

Студенты выходят в большую жизнь уже готовыми профессионалами с минимальным портфолио. Им уже легче как-то адаптироваться, устроиться. Все это дает ГИТР. Мой совет студентам и абитуриентам осознать это сразу — если они посмотрят на образование, как на билет в жизнь, то они просто сорвут джек-пот, окончив ГИТР. 

Какие мероприятия проводятся в ГИТРе, в которых участвуют студенты? И как именно они там участвуют?

Каждый год у нас проходит студенческий конкурс «Телемания». Это такое маленькое студенческое ТЭФИ, где представлены все основные номинации. Выиграть в этом фестивале почетно не только потому, что в жюри сидят преподаватели и действующие телевизионщики, но и потому, что вы получаете очень хорошие призы — фестивальные продвижения. Те программы, которые занимают первые места, они неоднократно показываются и за стенами ГИТРа. Таким образом, студенты получают уже какое-то имя.

Важно, что саму церемонию «Телемании» организовывают сами учащиеся. Помимо учебы, съемок и участников конкурса ребята учатся делать большие трансляции; концерты с награждением, пресс-площадкой, со съемками бэкграунда, кулуаров. Это еще одна опция, когда студенты делают под ключ.

Ребята продюсируют после «Телемании» мероприятия в кинозалах, на площадках фестивальных. Ведущие «Телемании» легко потом могут вести что-то другое.

Мы понимаем, что наши студенты могут захотеть поступить в аспирантуру или продолжить свое обучение за рубежом, в другом вузе. Поэтому есть научные конференции, на которых студенты готовят доклады, которые потом будут напечатаны в сборниках.

У нас в вузе постоянно проходят внутренние события. Например, каждую неделю студенты-третьекурсники делают ток-шоу с гостями. В ГИТРе постоянно мероприятия какие-то проходят и мне иногда кажется, что их так много, что на всех них даже не успеешь попасть. Надо же еще успевать учиться. И студент, который хочет получить еще активную студенческую жизнь, он ее получит. Мероприятий достаточно. 

Что предлагает вуз студентам-журналистам во время летней практики на разных курсах? 

В этом году в практику внес сильные изменения коронавирус, который заставил нас редактировать нашу сетку практик. Но в целом первокурсники проходят практику внутри института. На 2-м курсе студенты практикуются в различные средства массовой информации. У вуза существуют медийные партнеры, которые предоставляют определенное количество мест для практики студентов. Все в зависимости от курса. Практикующие мастера также могут выбрать студентов, которые, по их мнению, могут проходить стажировку на их местах работы и работать вместе с ними.

Продолжение следует…

———————